Даст ли бизнесмен своим подчиненным дружить?

Иногда создаются неформальные группы: входящие в них люди приходят на работу как на праздник, получают удовольствие от общения друг с другом, с интересом проводят время вместе, так как имеют схожие интересы и взгляды на жизнь. Далеко не все собственники против таких группировок — главное, чтобы это не мешало работе.

Психологи давно уже определили, что тесные дружеские отношения часто возникают, когда оба человека увлечены одним делом, тем более если оно творческое, требующее нестандартного, креативного подхода. Грамотные бизнесмены всегда руководствуются «золотым правилом»: если надо уволить одного из двух человек, оставляют самого ценного.

Уходим от задушевных разговоров!

По статистике, половина всех компаний выстроена по семейному типу, то есть на основе дружеских или приятельских отношений. При наличии бизнес-процессов в любом случае задачи выполняются исходя из внутренней мотивации сотрудников, из взаимодействия друг с другом, в том числе и начальника с подчиненным. Этого не избежать: нельзя поставить себе задачу ни с кем не дружить.

Как уходить в этом случае от негативных последствий, манипуляций сотрудниками друг другом? Спасет одно — постановка четких задач и спрос. В этом случае тесные дружеские отношения будут мешать делу: „Если мы в хороших отношениях, как я буду строго спрашивать с этого человека?“ На самом деле это иллюзия — думать, что сотрудникам надо давать слабину.Людям гораздо проще работать, когда цели точно определены, есть зона ответственности и с тебя за нее спрашивают. Потому что когда нет спроса, появляется ощущение, что твоя работа не интересна для компании, и, как следствие, пропадает мотивация.

Эффективное управление персоналом состоит в исполнительной части в том числе. Не стоит проводить с сотрудниками-друзьями долгих откровенных разговоров, чтобы объяснить им риск таких отношений. Все гораздо проще: нужно ставить задачу и спрашивать ее выполнение.

Дружить или не дружить? Вот в чем вопрос. Конечно же, мы не роботы — и если на работе только работать, работать и работать, то выгореть можно очень быстро. Но и дружить надо уметь: этому искусству не так сложно научиться. Важно понять, что если весь ваш запал, силы и эмоции будут уходить в создание личностных отношений в коллективе, профессионалом своего дела никогда не стать. А держать на работе человека только за личностные качества, за его талант дружить, собственник не будет. Как говорится, хороший человек — еще не профессия.

22. Служебный роман

О том, стоит ли увлекаться своими сослуживцами и заводить служебные романы – дискутировать можно долго, но в данном материале речь пойдет не о плюсах и минусах любовных маневров на работе, а о том, как на эти эмоциональные «финты» реагировать начальству. В большинстве отечественных компаний на эту проблему смотрят сквозь пальцы – попытки каким-то образом регламентировать межличностные отношения персонала предпринимают единицы организаций, что, впрочем, не спасает ни их, ни более мелкие компании от последствий этих ситуаций.

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Однако применив эту аксиому к офисной среде нередко можно получить весьма взрывоопасную субстанцию, способную причинить вред как самим «носителям заряда», так и руководству их компаний. Избежать этого нереально. В конце концов, работа – это место, где многие люди проводят более трети жизни, поэтому неудивительно, что в один прекрасный день сослуживец покажется его соседке по столу немного симпатичнее, обаятельнее и привлекательнее, чем обычно. При этом степень возникшего «романтизма» нередко прямо пропорциональна силе головной боли, которую испытывает начальство, наблюдая за новоиспеченной парой.

И что, казалось бы, в этом плохого? Ну, нашли два одиночества друг друга в офисе, - чем не повод для благословения коллегами и начальством на долгую счастливую жизнь? Тем более, что оба взрослые люди и не нуждаются в советах окружающих. Однако именно в период сильной влюбленности и любовных переживаний люди словно теряют человеческий облик, перестают вести себя как взрослые и могут «выкидывать» совершенно неожиданные номера, которые в ряде случаев могут обернуться для компании неприятностями. Как известно, основная проблема заключается в том, что пары, нашедшие друг друга в офисе, начинают активно смешивать личную жизнь и профессиональные обязанности.

Не желая страдать из-за последствий любовного легкомыслия сотрудников, ряд компаний, среди которых есть и российские, выступают против служебных романов, некоторые даже вводят запрет на найм женатых пар.

Вот лишь некоторые из рисков, которые компании таким образом пытаются минимизировать:

lСмогут ли влюбленные успешно разделять личную жизнь и профессиональные обязанности? Как отразится на работе их размолвка или развод – не начнут ли стороны параллельно с разделом имущества делить еще, например, и клиентов? Смогут ли они, будучи в ссоре, эффективно работать вместе? Не будут ли склонять коллег занять одну из сторон?

lЕще одна проблема – вопрос о фаворитизме. В случае, если стрела Купидона поразила руководителя и подчиненного, будет ли более высокопоставленная половина объективной при делегировании обязанностей и распределении нагрузки? Будет ли подопечный иметь такие же полномочия и равное влияние на своего босса, как и другие работники? Будут ли преобладать решения, сделанные на основе персональных отношений, или же победят личные заслуги и идеи? Придет ли более высокостатусный партнер на выручку подчиненной половине, если у той возникнут проблемы с написанием отчета или действиями в экстренной ситуации?

lЕще один весьма чувствительный и для компании и для пары момент касается вопроса о разглашении коммерческий тайны и другой информации секретного характера. У влюбленных, как известно, нет секретов друг от друга. И компании это выгодно меньше всего.

lВажен и еще один нюанс. Считают ли другие работники, что из-за наличия особых отношений пара автоматически получает статус «неприкасаемой» и поэтому не может стать объектом жалобы или критики? Если это действительно так, то многие вопросы, нуждающиеся в проработке, будут умалчиваться и оставаться без должного внимания, что чревато не только неэффективной работой, но и появлением в коллективе дискомфорта.

Так что чем выше градус чувств влюбленных – тем сильнее могут быть их ошибки. По мнению экспертов, в случае, если специфика деятельности компании требует соблюдения определенных правил, то они должны быть частью кодекса корпоративной культуры. Благодаря им компания может предотвратить путаницу в отношениях между коллегами и проблемы, связанные, в том числе, с фаворитизмом. Решения ввести запрет на отношения внутри коллектива особенно даются руководителям нелегко и в настоящее время к ним прибегают не так часто, как еще несколько лет назад. Тем более, что, как показывает практика, они не всегда эффективны, и даже, бывает, выступают в качестве дополнительного стимула к более близкому знакомству (вспомните «Американскую трагедию» Теодора Драйзера), ведь запретный плод, как известно, всегда сладок. Возможно, по этой причине, а также из-за постоянных судебных атак со стороны сотрудников (в первую очередь, конечно, западных компаний), руководители стали более лояльны в этом отношении – свое видение этой проблемы пересмотрели в IBM, Corning, Xerox, Wal-Mart.

При этом небольшие компании в этих случаях оказываются в более трудном положении, нежели крупные корпорации. Замаскировать отношения в последних гораздо проще, особенно если пара работает в разных департаментах, а вот в небольших организациях служебные романы нередко превращается в настоящее шоу, за развитием событий которого с интересом следит весь коллектив. Поэтому одной из главных проблем при возникновении нового романа на рабочем месте является неуместное проявление чувств и, как следствие, исчезновение рабочей атмосферы.

Определить, какой именно должна быть политика компаний в этом отношении, нелегко. При подготовке такого кодекса следует помнить о следующих моментах:

· Необходимо сразу определить границы дозволенного – какие отношения в компании будут считаться приемлемыми, а какие – нет.

· Необходимо четко определить, какие действия будут ожидать тех, кто нарушит правила – перевод в другой отдел, понижение в должности, увольнение и прочие.

· Западные компании уделяют особое внимание защите своих сотрудников от сексуальных домогательств. Так, сотрудникам дается понять о нетерпимости компаний в отношении сексуальных домогательств, до них доносится информация о последствиях такого поведения – нередко в договор вносится соответствующий пункт. В ряде западных компаний для профилактики служебных романов и сексуального преследования проводятся специальные тренинги.

· При этом большое значение уделяется конфиденциальности информации личного характера о сотрудниках. Она не должна приноситься в жертву.

По мере интенсивного роста компании отслеживать подобные ситуации и работать «на опережение» руководитель не в состоянии. В российских компаниях этим никто специально не занимается, а, может быть, стоит?

Например, американцы не склонны пускать такие дела на самотек, поэтому в таких случаях руководители нередко работают в тесном контакте с HR-департаментом – это помогает предвидеть проблему заранее и создавать средства правовой защиты. А ряд американских компании вообще установил запрет на отношения между руководителями и их прямыми подчиненными.

Однако не смотря ни на какие запреты и правила отношения между работниками неизбежно возникнут. И будут развиваться. Поэтому знать о возможных осложнениях любовной лихорадки необходимо. Отсюда несколько основных приемов взаимодействия руководителя с теми, кто уже запутался в «сахарно-сиропной паутине»:

· Лучшая позиция для руководителя – наблюдать не вмешиваясь. Устанавливать правила, против таких пар, «по факту», бессмысленно. Это не будет иметь эффекта.

· Касаться этой темы следует только в случае, если роман отрицательно влияет на работу влюбленных и мешает работать другим сотрудникам.

· Будет лучше, если пара сама введет вас в курс дела относительно их отношений.

· Следует помнить, что роман между равностатусными сотрудниками и отношения между руководителем и подчиненным будут иметь разные последствия.

· Особого внимания заслуживает ситуация, когда роман вспыхнул между руководителем и подчиненным. Ряд экспертов считает, что во избежание проблем на рабочем месте и недовольства коллектива о таких ситуациях следует докладывать вышестоящему руководству.

· В таких случаях спрашивать стоит не с «провинившегося» подчиненного, а руководителя.

· Служебные романы, даже если они имеют счастливый финал, нередко заканчиваются увольнением пары или одного из партнеров – выдержать пристальное внимание коллег и руководства к личной жизни сможет далеко не каждый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: