Анализ безубыточности — это количественный прием планирования, помогающий менеджерам распределять уровень продаж, при котором итоговые доходы равны итоговым затратам и компания выходит на уровень самоокупаемости.
Антикризисный менеджмент — деятельность по обнаружению ранних признаков наступающего кризиса, идентификации финансовых состояний предприятия, введения в случае кризиса специфических механизмов планирования, организации, мотивации, анализа и контроля с целью уменьшения негативных последствий для организации.
Балансовый метод планирования основан на состыковке бюджета ресурсов, которыми будет располагать организация, и бюджета потребностей в рамках планового периода.
Бизнес-план — план-программа предпринимательской деятельности, прописывающая проводимые мероприятия и действия, направленные на достижение поставленной цели (например, осуществления сделки).
Бюджетный метод планирования основан на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии с поставленными целями.
|
|
Властные полномочия — определенное и обеспеченное внутренним распорядком право отдавать распоряжения относительно подконтрольных организационных ресурсов организации.
Власть -это способность и возможность оказывать воздействие на поведение и деятельность других людей.
Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.
Географическая дивизиональная структура — разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по принципу региональной специализации.
Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Делегирование представляет собой процесс передачи менеджерами властных полномочий, а также ответственности сотрудникам, занимающим более низкие позиции в иерархии организации.
Дерево целей — схематически выполненная система, состоящая из большого количества системных единиц, которые служат ориентирами в деятельности подразделений и служб организации.
Децентрализация предусматривает смещение полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.
Дивизиональная организационная структура — структура, построенная по принципу формирования хозяйственных подразделений (дивизионов) по ряду критериев. К ним относятся: продукт, потребитель, географический регион.
|
|
Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя — разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по определенным группам полтребителей.
Дивизионально-продуктовая структура — разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по виду выпускаемых товаров и услуг.
Закрытая система — полностью автономная система, которая не взаимодействует с окружающей средой и не зависит от нее. В ранних концепциях менеджмента (Фредерик У. Тейлор, Анри Файоль и другие) организация рассматривается как закрытая система.
Инвестиционный менеджмент — деятельность по организации и планированию финансового и портфельного инвестирования, оценке эффективности инвестиционных проектов.
Инновационный менеджмент — комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание требуемого уровня конкурентоспособности организации путем управления инновационными процессами. Объекты инновационного менеджмента: инновация и инновационный процесс.
Интервальный прогноз представляет собой интервал значений «от» и «до», ширина которого прямо пропорциональна вероятности исполнения.
Информационный менеджмент — деятельность по организации, планированию и контролю над процессом переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия управленческого решения.
Кадровый менеджмент — деятельность по организации системы подбора и расстановки персонала управления, планирования потребности в кадрах, организации системы оценки и аттестации управленческого персонала, контролю над человеческими ресурсами.
Категории управленческих кадров - группы работников управления, выполняющих различные работы (операции, процедуры) и играющих разные роли в подготовке и принятии управленческих решений.
Качественные прогнозы — предсказания событий, основанные на суждении экспертов (метод Дельфи, метод совокупного мнения продавцов, метод экспертных оценок и другие).
Качество управления — совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.
Количественные прогнозы — предсказания будущие значений данных, путем применения набор математических правил к последовательности прошлых значений данных.
Командная цепочка — это неразрывная линия властных полномочий, связывающая сотрудников организации и определяющая их подотчетность.
Контроль включает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по намеченному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив.
Конфликт-менеджмент — деятельность в организации, связанная со снижением степени враждебности в отношениях сторон и последующим переводом конфликта в поиск совместного решения проблемы.
Летучий контроль — осуществляется тогда, когда субъект и объект пространственно разделены и для проверки необходимо их соединение (выездная проверка).
Лидерство — способность оказывать влияние на отдельные личности, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерство — это способность человека достигать цели по влиянию на других людей.
Линейная организационная структура — структура, построенная по принципу «руководитель-подчиненный». Полномочия распределяются по вертикали, что характеризует систему взаимоотношений на основе приказов.
Логистический менеджмент — выполнение основных управленческих функций с применением информационных технологий для достижения целей логистической системы.
|
|
Маркетинг-менеджмент — процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов между организациями и людьми.
Математическиеметоды планирования предусматривают оптимизационные расчеты на основе различных моделей.
Матричная структура организации — структура управления, формируемая на основе комбинирования функциональной и дивизиональной командных цепочек.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.
Менеджмент в рекламе — это деятельность по достижению рекламных целей организации посредством медиапланирования, организации рекламных кампаний, мотивации потребителей и контроля над рекламным процессом.
Менеджмент качества — деятельность по организации системы менеджмента качества, планированию и контролю функционирования систем менеджмента качества, созданных на основе международных стандартов.
Менеджмент сбытовой деятельности — деятельность по организации каналов распределения продукции, планированию оптовых и розничных продаж, контролю товарооборота.
Механизм управления — комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.
Миссия организации представляет собой описание существующих или желаемых характеристик целевых параметров развития.
Многообразие рабочей силы подразумевает принятие на работу и включение в группу людей, обладающих различными человеческими качествами или принадлежащих к разным культурным группам.
Модели казуального прогнозирования — это попытка предсказать поведение, именуемое зависимой переменной, с помощью анализа его причин, называемых независимыми переменными.
Моделирование в менеджменте — процесс исследования реальной системы управления, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.
|
|
Модель — это абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом управления, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
Монокультура - стандартная культурная практика, произошедшая из-за развития в организации этноцентризм, то естьверы в то, что одна из групп или субкультур изначально выше других групп. Наиболее частое проявление монокультуры в организациях — так называемая «белая мужская» монокультура.
Мотив — интегральный побудитель, основание для социального действия.
Мотиватор — психологический фактор, который, участвуя в процессе принятия человеком решения, во многом его обуславливают. Если подобное решение принято, мотиватор становится аргументом.
Мотивация персонала — это процесс активизации деятельности трудового коллектива.
Мотивировка — рациональное объяснение субъектомпричин действияпосредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.
Норма в планировании представляет собойпериодически пересматривающуюся с учетом достижений НТП предельно допустимую затрату различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы. Рассчитывают различные виды норм: выработки, обслуживания, времени, численности и т.д.
Норма управляемости (норма контроля)определяет число сотрудников, непосредственно подотчетных одному менеджеру.
Норматив в планировании определяет удельный расход элемента нормирования на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы, удельную величину технологических потерь, удельные размеры отчислений и платежей. В отличие от нормы норматив может быть только индивидуализированным.
Нормативный метод планирования представляет собой вспомогательный по отношению к балансовому метод планирования, основанный на нормах и нормативах.
Оперативный контроль, также называемый административным, проводится одновременно с выполнением основной работы. Разновидностью являетсяпроизводственный контроль.
Опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение целей, а не на исправление ранее совершенных ошибок.
Организационная культура — совокупность принятых и усвоенных норм, правил поведения, обычаев, традиций, характерных для данной организации. Специфическая культура организации часто отличает ее от других из-за самобытных представлений и подходов к постановке дела, к достижению результатов деятельности и т.д.
Организационная структура — внутреннее строение хозяйственной системы, способ организации элементов в систему, а также совокупность устойчивых связей между элементами.
Организация — это процесс назначения рабочих задач, их конкретизации в отделах компании и распределения ресурсов между ними.
Открытая система — система, взаимодействующая с окружающей средой, или организационным окружением и имеющая «входы» и «выходы». «Входы» представляют собой обеспечение организации ресурсами, а также воздействия на подсистемы организации. «Выходы» организации — это результаты деятельности, воспринимаемые внешней средой в виде продуктов или услуг организацией.
Планирование — это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
Плановая служба — подразделение организации, подчиненное плановому комитету, составляющее проекты планов, направляемые для рассмотрения будущим исполнителям.
Плановый комитет — подразделение организации, занимающееся постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов. Плановый комитет в качестве консультанта и информационного посредника обычно согласует проекты планов, поступающие из плановой службы, с выработанными высшим руководством стратегиями.
Подотчетность проявляется в необходимости докладывать и обсуждать результаты выполнения рабочих задач с руководителями, занимающими более высокие позиции в командной цепочке.
Поисковый прогноз выполняется путем изучения поведения объекта в настоящем и прошлом (ретроспекция) за период времени, на базе которого строится упреждение.
Принцип единоначалия означает, что каждый работник непосредственно подчиняется только одному менеджеру.
Принцип скалярности предполагает, что в организации действует четко определенная линия властных полномочий, охватывающая всех работников.
Прогноз представляет собой утверждение о степени возможности того или иного события. В менеджменте используются, в основном, следующие виды прогнозов: прогноз продаж, технологический прогноз, демографический прогноз, прогноз людских ресурсов
Прогнозный сценарий — подробное описание последовательных событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта.
Проектная организационная структура — структура управления, формируемая при претворении в жизнь концепции проекта. При этом финансовые, трудовые и материальные ресурсы мобилизируются для выполнения проектных работ по стадиям, после чего сотрудники высвобождаются.
Производственный менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации, мотивации и контроля над производственным процессом.
Процесс управления — последовательность и комбинация действий, составляющих формирование воздействия в пространстве и времени.
Рациональная бюрократия — концепция Макса Вебера, согласно которой организационная структура строится на принципах иерархичности уровней управления с жестким контролем и подчинением нижестоящего уровня вышестоящему, четкого соответствия полномочий и ответственности сотрудников на основе занимаемой позиции в иерархии, функционального разделения труда, формализации и стандартизации деятельности сотрудников.
Синтетические учения — научные подходы, для которых характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. В основе учений лежит системный подходк организации.
Система — совокупность взаимосвязанных элементов, представляющая собой целостное образование или обладающая свойством целостности.
Система управления — 1. Совокупность взаимосвязанных действий, составляющих воздействие управляющей системы на управляемую. 2. Совокупность звеньев, в которых сгруппированы функции и полномочия управления, и связей между звеньями, необходимых для осуществления воздействия.
Ситуационные теории - предполагают использование в менеджменте специфических конкретных подходов и приемов, которые применяет руководитель для эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход соотносит конкретные приемы управления с ситуацией, возникающей во внутренней и внешней среде организации.
Социальная структура организации — это система упорядоченных взаимоотношений между сотрудниками организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.
Специализация в выполнении рабочих заданий, или разделение труда, — это степень, в которой выполнение задач организации требует подразделения их на отдельные работы.
Статистические методыпланирования используюткорреляционную модель, отражающую взаимосвязь двух переменных величин. Чаще всего статистические модели применяются в финансовом планировании, поскольку позволяют определить будущие доходы, на основе данных о текущих вложениях и заданных процентных ставках.
Стационарный контроль проводится тогда, когда субъект и объект едины, таким образом, исполнитель сам следит за своей работой.
Стиль руководства - это способ разрешения основного противоречия руководства, т.е. противоречия между интересами личности и группы. Подавление интересов личности в пользу интересов группы соответствует авторитарному стилю. Подавление групповых интересов в интересах всех или отдельных членов группы характерно для либерального стиля, сочетание интересов группы и личности отличает демократический стиль.
Стратегические планы отражают сегодняшние шагифирмы, направленные на развитие потенциала и конкурентных преимуществ. В основе разработки стратегических планов лежит анализ конъюнктурных тенденций, угроз и потенциальных возможностей, а также прогноз их изменения.
Стратегический контроль проводится в отношении эффективности использования ресурсов организации, достижения ее конечных целей (уровня производительности труда, внедрения и использования достижений науки и техники, новых методов работы).
Текучесть кадров — показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.
Традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов.
Управление — целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.
Управленческое решение — результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Финансовый менеджмент — формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии, включая инвестиции. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль.
Функции менеджмента — основные управленческие процессы, направленные на достижение организационных целей. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают эффективное использование труда, производственных, материальных и финансовых ресурсов организации.
Функциональная организационная структура — структура, построенная по принципу разделения всего спектра деятельности по функциональным задачам и выделения руководителей соответствующих функциональных подразделений.
Целевые комплексные программы представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, обеспеченных ресурсами.
Цель — желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых должны достичь работники. В организации цель рассматривается как единство мотивов, средств и результатов.
Цель управления — идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, на достижение которого направлено управление.
Централизация подразумевает концентрацию властных полномочий по принятию каких-либо управленческих решений на верхних уровнях управления организацией.
Школа использования научных достижений в управлении - школа управленческой науки, возникшая на основе проникновения в менеджмент математики, кибернетики, статистики в теорию управления.
Школа научного управления — классическая школа менеджмента, представителями которой являлись Фредерик У. Тейлор, Фрэнк и Лили Гилберт, Генри Л. Гантт. Разрабатывались пути рационализации производства, методы повышения заинтересованности работников, обучения персонала, выделялся новый вид труда — профессиональная управленческая деятельность. Предложенный исследователями подход к менеджменту отличался от прежней системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Школа человеческих отношений (поведенческих наук) — разработала приемы человеческих отношений в менеджменте (эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам широких возможностей общения в процессе работы) на основе достижений поведенческих наук - психологии и социологии. Представители школы: Мари П. Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.
Эдхократическая организационная структура — неформальная структура управления, которая может изменяться в зависимости от сферы деятельности организации. В организации происходит Эдхократическая организационная структура — неформальная структура управления, которая может изменяться в зависимости от сферы деятельности организации. В организации происцессуальной мотивации.
Эффективность мене ходит развитие горизонтальных связей, внедряются прогрессивные формы содержательной и про джмента — сопоставление затрат усилий или ресурсов, затраченных на управление, с достигнутым результатом.
Японская модель менеджмента — специфическая национальная модель, отражающая исторические особенности формирования общественно-экономического уклада и культуры Японии. Для модели характерен «пожизненный» наем работников, повышение заработной платы в зависимости от выслуги лет, медленный карьерный рост.
Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося при изучении дисциплины
Наименование темы или раздела дисциплины | Трудоемкость, час. | Список рекомендуемой литературы | Вопросы для самопроверки | |
Основная (№ из перечня) | Дополнительная (№ из перечня) | |||
Тема 1. Управление как организационная деятельность . | 1-9 | 1-8 | 1. В чем суть управления как субъектно-объектного отношения? 2. Назовите основные виды управления. 3. В чем отличие социального управления от управления техническими системами? 4. Какова социально-экономическая роль управления в современном обществе? 5. Каково соотношение науки и искусства в теории и практике управления? 6. Чем вызвана необходимость профессионализации управления? 7. Раскройте содержание понятия (термина) «менеджмент». 8. Какова социальная роль современного менеджмента? | |
Тема 2. Наука управления и ее развитие | 1-9 | 1-8 | 1. Какова специфика процесса разработка модели как одного из основных этапов методологии исследования операций? 2. В чем особенности процесса экспериментирования с моделью? 3. Раскройте основные положения концепции открытой организации в современной науке управления. 4. В чем принципиальные особенности ситуационного управления? 5. Раскройте основные положения ситуационного подхода к управлению. 6. Как формулируется современная (новая) парадигма управления? 7. Какую роль играет организационная культура в современном управлении? 8. Каковы основные положения кибернетического подхода к управлению сложными системами различной природы? | |
Тема 3. Основные законы и принципы управления | 1-9 | 1-8 | 1. Какие принципы управления отражают стремление системы экономить энергию? 2. Раскройте понятия устойчивости системы и равновесного состояния системы. 3. Каков характер взаимодействия динамической системы с внешней средой в соответствии с принципом Ле Шателье? 4. Какие факторы влияют на управляемость систем? 5. В чем достоинства и недостатки централизации и децентрализации управления? 6. В чем проявляется действие закона усиления регулирования и управления? 7. Каков характер влияния принципов полифинальности и эквифинальности на адаптацию и эволюцию (развитие) системы? 8. Какова связь между законом самосохранения и принципом экономии энтропии? 9. В чем проявляется принцип наименьшего действия? | |
Тема 4. Управление сложными организационными системами | 1-9 | 1-8 | 1. В чем особенности взаимоотношения между управляющей и управляемой системами в соответствии с принципом обратной связи? 2. Какие особенности характерны для системы управления как субъектно-объектного отношения? 3. В чем специфика режима функционирования системы управления? 4. Каково назначение отрицательной обратной связи в процессе функционирования организации? 5. Какова роль положительной обратной связи в развитии организации, какое влияние она оказывает на управляемость организации? 6. Приведите примеры реализации принципа обратной связи в социальной сфере. 7. В чем особенности режима развития системы управления? 8. В чем особенности управления с упреждением (стратегического управления)? 9. Какие задачи решают системы адаптационного управления? | |
Тема 5. Управление как функциональная деятельность | 1-9 | 1-8 | 1. Раскройте содержание понятий «функция» и «функция управления». 2. Какое место в процессе управления занимает функция целеполагания? 3. Какие задачи формулируются в процессе «планирования? 4. Раскройте суть и назначение функции контроль. 5. В чем назначение организации как одной из его основных функций управления? 6. Каково назначение функции координация? 7. Каков характер связи между функциями координации, контроля и коммуникациями? 8. Какова роль регулирования в процессе сохранения устойчивости и равновесия организации с внешней средой? 9. Какие варианты регулирования применяют в системах управления? | |
Тема 6. Планирование как вид управленческой деятельности | 1-9 | 1-8 | 1. Какие принципы положены в основу интерактивного планирования? 2. В чем специфика качественных подходов к процессу планирования? 3. В чем проявляется системный характер программно-целевого планирования? 4. В чем преимущества применения целевых программ? 5. Каков характер использования методов экспертных оценок при построении сценариев? 6. В чем смысл декомпозиция глобальной цели путем построения дерева целей? 7. Дайте характеристику стратегического уровня управления и его атрибутов. 8. Раскройте специфику тактического уровня управления. | |
Тема7. Организация как объект управления | 1-9 | 1-8 | 1. Дайте сравнительную оценку экономической и политической организаций. 2. В чем специфика управления организацией механистического типа? 3. Какая роль отводится человеку в организации, соответствующей органической (естественной) модели? 4. Какие элементы управления называют «мягкими»? 5. В чем преимущества организации, рассматриваемой как процесс принятия решений, как система, предназначенная для решения проблем (подходы С. Янга и Г. Саймона)? 6. Какова технология применения системной методологии в процессе решения проблем? 7. В чем особенность рассмотрения объекта управления как сложной, нелинейной, динамической системы, состоящей из большого числа взаимодействующих объектов? 8. В чем суть адаптационных и бифуркационных механизмов развития систем? | |
Тема 8. Эффективность управления | 1-10 | 1-8 | Контрольные вопросы: 1. Назовите основные пути и методы повышения эффективности управления. 2. В чем отличие понятия технической эффективности от экономической эффективности? 3. В чем проявляется двойственность метода «эффективность – стоимость»? 4. В чем специфика использования метода «дерева целей для декомпозиции главной цели? 5. Чем объяснить многоцелевой характер социально-технических систем? 6. В чем специфика технологического пути повышения эффективности? 7. Раскройте содержание «мягкого» пути повышения эффективности. 8. В чем суть целевого подхода в управлении? | |
Итого |