Объективация морали в языке. Категории этики. Идеал как устойчивое представление о благе, о том, что отвечает потребностям и интересам человека и общества, нормативно-ценностный образец должного. Оценка события, явления с позиций нравственных ценностей и морального идеала. Нравственный идеализм. Моральное благо.
Добро и зло – фундаментальные этические категории, выражающие морально положительное и отрицательное значение явлений. Абсолютное и относительное добро и зло. Интуитивное постижение добра Дж. Мура. Историческая изменчивость моральных представлений о добре и зле.
Справедливость – высшая государственная ценность и принцип взаимоотношений между людьми по поводу распределения блага. Богиня справедливости в греческом мифологическом пантеоне. Типология справедливости Аристотеля. «Теория справедливости» Дж. Ролза.
Счастье как внутренняя удовлетворенность человека. Счастье и радость. Счастье и страдание.Счастье и добродетель.
Любовь – высшая моральная ценность. Этика любви. Смысл жизни. Нравственный опыт и путь к совершенствованию. Истоки милосердия. Характер человека через призму добродетелей и пороков. «Кардинальные» и «богословские» добродетели. Понимание добродетелей В.С. Соловьевым. М.Е. Салтыков-Щедрин о добродетелях и пороках.
Долг универсальное нравственное требование, нравственная задача и мотивированный императив личности.
Совесть как основная моральная ценность. Соотношение «чистой совести» и реализация обязательств. Достоинство, честь и свобода воли.
Свобода и ответственность. Ж.-П. Сартр о «приговоренности к свободе». «Принцип ответственности» Г. Йонаса.
Практические моральные проблемы современности. Нравственно-правовой дискурс по проблемам эвтаназии, смертной казни, наказания преступников, терроризма и войны.
Семинар № 7. Общие моральные понятия и прикладная этика.
Вопросы:
1. Объективация морали в языке.
2. Категории этики.
3. Практические моральные проблемы современности.