Эстетика как философская наука

Эстетическая проблематика возникает еще в античности. Вся последующая история мировой философии включает в себя в той или иной форме постановку, анализ вопросов эстетики. Специфика эстетики в том, что свой самостоятельный статус она получает только в 18 веке благодаря Баумгартену. Он выделяет эстетику как самостоятельную дисциплину (наряду с теорией познания (логикой) и этикой). Он понимает под эстетикой философское чувственное познание мира. Высшая форма этого познания – постижение красоты, искусство. Баумгартен определяет эстетику более широко, чем ее предметная сфера. Существенное уточнение сделал Кант. Он обосновал специфику эстетику как особую форму духовной чувственности, а не всякой чувственности. В ее основе – свобода как основа и цель человеческого отношения к миру.

Каков объект и предмет эстетики? Эстетика занимается эстетической реальностью и художественной реальностью. Объект эстетики – эстетическая реальность (реальность, которая обнаруживается в существовании эстетических свойств действительности, связанных с определенными эмоционально-переживательными реакциями человека) и художественная реальность как части бытия. Предмет эстетики – постижение фундаментальных оснований как объектных, так и субъектных в эстетической и художественной реальности.

Почему эстетика – это философская наука? Опыт анализа этих сфер получает адекватное осмысление через предельные образы, абстракции, ценностные модели (субъект-объект, предметность-смысл, деятельность – сознание, бытие – сознание), т.е. через философию. Например, мы понимаем, что красота в разных сферах бытия и культуры проявляется по-разному: красота архитектурного сооружения имеет другую структуру, чем красота гор, человеческого тела и т.д. Но уже пифагорейцы, а вслед за ними Платон стали искать те черты красоты, которые являются общими для всех конкретных ее проявлений, т.е. они хотели понять красоту как таковую. Подобная постановка вопроса и является собственно философской.

Целостный анализ эстетического как такового способен осуществить только философский подход, философский уровень обобщения. Сама природа эстетических проблем связывает эти проблемы с макросферами бытия (человек, общество, культура). Объяснение и смысл интерпретаций явлений эстетики уходят в саму природу человеческих отношений с миром, т.к. эстетика занимается духовными явлениями. Эстетика рождает философию как необходимый способ удовлетворительных ответов на ее вопросы, и из философии рождается эстетика. Развитие мировоззренческого отношения к миру, постановка базовых проблем приводит философа к появлению эстетики. Когда мы задумываемся о человеке, то оказывается, что мы не можем ответить на этот вопрос без понимания человека как homo esteticus. Человек находит в мире эстетические смыслы и получает от этого наслаждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: