Тема 5. Структура морали

Мораль как диалектическое единство нравственного сознания и нравственной деятельности.

Структурные компоненты нравственного сознания. Нравственные принципы как обобщенные мировоззренческие установки, определяющие тип нравственности и способы ее реализации. Универсальные мировоззренческие(гуманизм, патриотизм, интернационализм, справедливость, ненасилие и др.) и собственно моральные (альтруизм, аскетизм, добродетельность, утилитаризм и др.) принципы. Конкретизация нравственных принципов в моральных нормах. Императивность нравственных норм.

Нравственные ценности, их специфика в структуре нравственного сознания.Иерархия и типология нравственных ценностей как проблемы этики. Характеристика основных подходов к пониманию нравственных ценностей, сложившихся в этической теории. Соотношение с нравственным идеалом. Ценностные ориентации как своеобразная система координат индивида. Моральная оценка и моральная самооценка: определение и механизмы осуществления.

Характеристика нравственной деятельности. Действия – операции и действия – поступки. Нравственный мотив и моральная мотивация. Роль мотивации и проблема морального выбора в нравственной деятельности.

Тема 6. Природа и сущность

Этических категорий

Определение этических категорий. Категории «добро» и «зло» как наиболее общие критерии моральной оценки. Соотнесенность с идеалом. Онтологический и аксиологический подходы к пониманию природы и содержания категорий «добро» и «зло». Их интерпретации в истории этических учений. Проблема абсолюта в морали: абсолютное добро и абсолютное зло. Взаимообусловленность добра и зла.

Категории «долг» и «совесть». Императивность как свойство морали. Соотношение «сущего» и «должного». Универсальность нравственных требований. «Категорический императив» И.Канта как опыт предельного значения императивности в этике. Воплощение морального императива в категории «долг».

«Совесть» как инобытие долга. Осмысление понятия в этических теориях Античности. Своеобразие интерпретации в концепции фрейдизма. Понятия «авторитарная» и «гуманистическая» совесть в этике Э.Фромма.

Этические категории «смысл жизни», «счастье», «справедливость», «нравственная свобода» как воплощение высших нравственных ценностей человека.

Этические категории «честь», «достоинство», «ответственность» как источники нравственной мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: