Вопросы и задания для самопроверки. 1. Каково содержание, цели и задачи закупочной логистики?

1. Каково содержание, цели и задачи закупочной логистики?

2. Сопоставьте понятия закупки и снабжение.

3. Какие существуют подходы к определению потребности в материальных ресурсах?

4. Чем обусловлено принятие того или иного решения в задаче «сделать или купить»?

5. Какие существуют методы закупок, какие факторы влияют на выбор того или иного метода?

6. Опишите этапы процесса закупок.

7. Как производится определение экономичного размера заказа?

8. Представьте схему документооборота, характерного для процесса снабжения производственного (торгового) предприятия.

3. ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ К ТЕМЕ

«ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ»

Кейс

При создании запасов и управлении ими возможно возникновение ситуаций между службой логистики и другими службами. Возможные варианты подобных ситуаций приведены в таблице 9.

Таблица 9 Возможные конфликтные ситуации по параметрам управления запасами в оптовой торговой компании

Параметр конфикта Описание конфликтой ситуации
Периодичность закупок Конфликт между отделом закупки и складом. Отдел закупки стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и ритмичном поступлении продукции. Причиной конфликта является отсутствие системы управления запасами или координации
Продолжительность цикла доставки Конфликт между отделом маркетинга и транспортным отделом. Первый заинтересован в максимально быстрой доставке товаров от поставщика на склад и до склада покупателя с целью поддержания высокого уровня обслуживания. Второй стремится выбрать наиболее экономичный маршрут, чтобы минимизировать транспортные расходы
Ассортимент грузовой единицы 1. Конфликт между отделом закупки и складам. Первый в целях получения скидок от поставщиков приобретает крупные партии однородной продукции и предпочитает не оплачивать поставщикам дополнительные услуги, связанные с комплектацией грузовой единицы в том ассортиментном составе, который требуется конечному потребителю в логистической цепи – предприятию розничной торговли. Склад заинтересован, чтобы ассортиментный состав грузовых единиц на уровне транспортной тары совпадал с ассортиментом заказов большинства клиентов, так как это позволяет сокращать издержки на комплектацию и переработку. 2. Если поступающие грузовые единицы не имеют ассортиментного состава, который требуется большинству потребителей, то может возникнуть конфликт между отделом маркетинга и складом.Первый стремится к максимальному удовлетворению клиентов, а второй не хочет нести дополнительные издержки на переформирование грузовых единиц и ручную комплектацию заказов
Минимальный объём раелизации товаров (отгрузки со склада) Конфликт между отделом маркетинга и складам.Первый заинтересован в максимальном удовлетворении клиентов и поэтому предлагает осуществлять частые поставки мелкими партиями. Склад при этом несёт издержки, связанные с расформированием и переформированием грузовых единиц, невозможностью механизации ряда операций и т.п.
Набор предоставляемых услуг 1. Конфликт между отделом маркетинга и складам.Первый заинтересован в лучшем обслуживании клиентов (предоставлении логистического сервиса). Расширение диапазона и повышение качества складских услуг связано с ростом издержек на более быстрое комиссионирование заказа, специальную упаковку, маркировку и т. п., что не удовлетворяет склад. 2. Конфликт между отделом маркетинга и финансовым отделом.Второй заинтересован в сбалансированном управлении финансовыми потоками, тогда как первый заинтересован в качестве обслуживания клиентов

1. Проанализируйте причины и содержание конфликтных ситуаций.

2. Предложите возможные варианты разрешения этих конфликтов.

3. Какие, по вашему мнению,мероприятия необходимы для недопущения подобных конфликтов в дальнейшем?

Задание 3.1 Заполните таблицу и опишите, какие факторы влияют на выбор той или иной системы управления запасами.

Таблица 10 – Параметры систем управления запасами

Система управления запасами Параметр Оценка параметра
1. С фиксированным размером заказа    
2. С фиксированной периодичностью заказа    
3. С двумя фиксированными уровнями запасов (система максимум-минимум)    
4. С двумя фиксированными уровнями запасов и фиксированной периодичностью заказов    

Методические указания по расчёту величины страховых запасов

Страховые (резервные, гарантийные) запасы служат для покрытия недостатка товаров в результате возможных колебаний уровня спроса и времени доставки товара на склад. Поскольку спрос и время доставки (или цикл доставки) в условиях рынка являются величинами случайными, страховые запасы можно рассчитать с определённой долей вероятности, используя для этого методы математической статистики.

Пусть имеется достоверная выборка данных об уровнях спроса и циклах доставки товара на склад за определённый промежуток времени. В этом случае величину страховых запасов можно определить по формуле

, (9)

где – среднее (по данным выборки) значение времени цикла доставки, дни;

– среднее (по данным выборки) значение уровня спроса, шт.;

S1 – среднеквадратическое отклонение времени цикла доставки, дни;

S2 – среднеквадратическое отклонение уровня спроса, шт.

Величину S в формуле 9 также можно рассматривать в качестве среднеквадратического отклонения. Предположим, что данные выборки подчиняются закону нормального распределения. В этом случае, как известно, промежуток ± S включает в себя около 68 % всех возможных значений выборки, промежуток ±2 S – около 95 % и промежуток ±3 S – около 99 %. Таким образом, страховой запас величиной S должен был бы обеспечить примерно 68 % всех возможных потребностей, независимо от колебаний уровня спроса и времени доставки товара на склад. При расчёте страховых запасов, однако, следует учитывать только те варианты, когда спрос или время доставки превышают средние значения. В противном случае на складе будут накапливаться нереализованные товары. 16 % значений в левой части кривой распределения (слева от промежутка ± S) – это та возможная часть товара, которая не будет продана в результате сокращения спроса или времени доставки товара. Фактически это означает, что страховой запас величиной S будет покрывать не 68 %, а 84 % всех возможных потребностей. Данная величина принимается в качестве уровня сервисного обслуживания. Аналогично для страхового запаса величиной 2S уровень сервисного обслуживания составит порядка 98 %, а для страхового запаса величиной 3S порядка 99,9 %.

Таким образом, средний запас товаров на складе в течение промежутка времени между двумя очередными поставками складывается из средней величины текущего запаса, которую можно принять в размере половины объёма заказа Q, и величины страхового запаса S, т. е. определяется из выражения:

(10)

Задание 3.2 Определить величину страхового запаса. Исходные данные для расчёта (по вариантам) приведены в таблице 11 и 12

Расчёт выполнить для трёх случаев:

1. Уровень сервисного обслуживания составляет порядка 84 %.

2. Уровень сервисного обслуживания составляет порядка 98 %.

3. Уровень сервисного обслуживания составляет порядка 99,9 %.

Для каждого случая определить среднюю величину запасов на складе. Исходные данные для расчёта оптимального объёма заказа приведены в таблице 13.

Годовой спрос на товар принять в соответствии с таблицей 8 и числом рабочих дней в году.

Таблица 11 – Уровень спроса, шт./день

Вариант 1
                                                 
                                                 
Вариант 2
                                                 
                                                 
Вариант 3
                                                 
                                                 
Вариант 4
                                            - - -
                                            - - -
Вариант 5
                                        - - - - -
                                        - - - - -
Вариант 6
                                                -
                                                 

Таблица 12 – Время цикла доставки, дни

Вариант 1
                                - - - -
                                - - - -
Вариант 2
                                    - -
                                    - -
Вариант 3
                                - - - -
                                - - - -
Вариант 4
                                       
                                       
Вариант 5
                                      -
                                      -
Вариант 6
                                  - - -
                                  - - -

Таблица 13 – Исходные данные для расчёта

Вариант Число рабочих дней в году Стоимость единицы товара, V, у.е. Издержки на оформление и размещение заказа, P, у.е. Издержки на поддержание запасов, C, %
    2,5    
    4,0    
    5,0    
    8,0    
    4,5    
    2,8    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: