Успешные розничные стратегии российского рынка

Итак, как показывают реалии российского рынка, применение франчайзинга позволяет наиболее быстро занять значительную долю рынка. Большинство лидеров российской сетевой торговли практически сразу после начала стабильной эксплуатации своих сетей начинали разворачивание франчайзинговых программ. Более того, после того как большинство сетей отметило работоспособность франчайзинговых партнеров, у франчайзи появилась возможность выбирать, с кем из лидеров сетевого ритейла работать.

Хорошим примером стратегии быстрого роста является стратегия одного из лидеров российской розничной торговли компании «Пятерочка». Компания выросла не естественным путем в «первую волну» развития организованной розничной торговли в Российской Федерации, как большинство остальных российских игроков розничной торговли («Седьмой континент», «Перекресток» и т. п.), а была создана группой инвесторов во времена, когда первый эшелон ведущих российских розничных сетей уже сформировался. Несмотря на это, компания одной из первых начала реализацию своей франчайзинговой программы и очень скоро вышла в лидеры российского рынка розничной торговли. Высокие темпы роста оборотов компании не в последнюю очередь связаны с успешными сделками по привлечению в качестве франчайзи компании целых «кустов» розничных предприятий в разных регионах, включая и полноценные небольшие сети.

В 2005 г. компания провела единственное IPO (initialpublic offering), т. е. первичное размещение акций на западных рынках, которое было весьма успешным в связи с тем, что ко времени размещения «Пятерочка» со значительным отрывом возглавляла рейтинг крупнейших по обороту продовольственных розничных торговцев РФ. После проведения размещения акций компанией были выручены значительные денежные средства. Куда их направить? Конечно на заполнение пробелов в сети, в которых не вся маржа принадлежала компании. Этими «пробелами» являются франчайзи компании, а также франчайзи конкурентов. Информация об одной из таких сделок, которую совершила «Пятерочка», приведена во врезке.

«ПЯТЕРОЧКА» КУПИЛА ЧАСТЬ «КОПЕЙКИ»

Торговая сеть «Пятерочка» объявила о покупке розничной компании «Сеть розничной торговли», крупнейшего франчайзингового партнера своего основного конкурента – торговой сети «Копейка», сообщает газета «Коммерсантъ».

Сообщение о покупке 100 %–ного пакета долей ООО «Сеть розничной торговли» на Лондонской фондовой бирже 15 декабря распространила голландская компания Pyaterochka Holding N. V. Как говорится в ее сообщении, в рамках сделки компания приобрела 14 московских магазинов сети, 9 магазинов в Подмосковье и 2 – во Владимире. Сумма сделки составила $90 млн. По словам главного исполнительного директора «Пятерочки» Олега Высоцкого, в течение двух месяцев компания намерена переименовать магазины и интегрировать их в свой бизнес. В СРТ подтвердили факт продажи компании.

В «Копейке» считают потерю СРТ незначительной. Об этом говорится в пресс–релизе компании, распространенном через два часа после объявления сделки. «Доля 14 магазинов СРТ не превышает 4 % EBITDA "Копейки"», – отмечается в сообщении. Кроме того, в компании заявили, что владельцы СРТ предлагали им выкупить принадлежащие магазины сети также за $90 млн, однако предложение было отклонено. Возможная сделка была оценена как не соответствующая интересам акционеров компании.

Совокупная торговая площадь магазинов СРТ составляет около 11,8 тысяч квадратных метров, сообщает газета «Ведомости». Помещения 12 магазинов приобретены в собственность, еще 13 находятся в долгосрочной аренде. В 2005 г. выручка компании ожидается на уровне $110–120 млн.

Источник: Lenta.ru.

Мы видим, что «Пятерочка», будучи одним из лидеров продовольственного ритейла, начала действовать по каноническим западным схемам консолидации отрасли, проводя политику поглощений лишь после прохождения процедуры первичного размещения акций. Почему компания не приобретала подобные активы раньше? Причина проста – не было финансовых ресурсов.

Стратегия приобретения действующих сетей в основном исповедуется компаниями со значительными финансовыми ресурсами, за которыми стоят, как правило, «сырьевые деньги». В дальнейшем активными пользователями этой стратегии станут лидеры мирового ритейла, у которых также почти отсутствуют проблемы с финансированием.

Если говорить о третьей стратегии – создание розничных точек исключительно на собственные средства (безусловно, с привлечением заемного финансирования) и управление ими исключительно силами компании, то необходимо обратиться к одному очень яркому примеру. Этим примером является крупнейший ритейлер России – компания1 «Евросеть». Эта компания, являясь лидером российской розничной торговли, полностью сама финансирует развертывание своей сети. Мы связываем успех этого ритейлера со следующими двумя основными факторами:

1. Уникальностью свойств товара – сотовых телефонов – с логистической точки зрения. Это один из самых эффективных товаров по соотношению ценности и объема, который, в отличие от, например, ювелирных украшений, подвержен достаточно частым обновлениям.

2. 2. Высокой скоростью роста уровня проникновения сотовой связи в России. Поэтому параметру российский рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Очевидно, что рынок цивилизованного продуктового ритейла растет значительными темпами, но все равно темпы роста рынка сотовой связи на несколько порядков больше.

Также эту стратегию исповедуют практически все западные игроки, пришедшие на российский рынок. Это связано, с одной стороны, с тем, что эти компании, представляющие крупнейшие розничные холдинги мира, не испытывают недостатка ни в финансировании, ни в технологиях. С другой стороны, безусловно, эти компании опасаются развивать франчайзинговые программы, так как, с одной стороны, существует риск утраты розничных технологий через франчайзи, а с другой стороны – риск оказания франчайзи некачественных услуг, что может бросить тень на репутацию компании не только в России, но и за рубежом. Известно, что именно из–за второй угрозы компания McDonalds, несмотря на солидный срок осуществления операций на российском рынке, не начинает реализацию своих франчайзинговых программ, благодаря которым она стала одним из самых массовых франчайзеров мира.

В любом случае консолидацию розничной торговли, которая давно уже стала реальностью на рынках Европы и США, не остановить. Розничные торговцы используют различные механизмы: развитие франчайзинговых программ, слияния и поглощения, партнерства и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: