Роль логистической инфраструктуры в розничной торговле проявляется в следующих составляющих:
1.Размещение магазина.
2.Выбор типа помещения предприятия розничной торговли.
3.Создание инфраструктуры отдельных торговых точек (магазинов).
4.Место нахождения и тип распределительного центра или центров сети или просто складских помещений, обеспечивающих деятельность розничной сети.
Раскроем значение этих факторов. Как известно, магазин характеризуется тремя основными параметрами – местом, местом и местом. Безусловно, эта отчасти шутливая сентенция имеет право на жизнь, гак как значение данного фактора на порядок превышает значение таких факторов, как площадь торговой точки и другие ее характеристики. Если мы говорим о местоположении торговой точки, то мы сразу же сталкиваемся со следующими важными параметрами, которые влияют на логистику магазина:
– наличие удобных подъездов к месту расположения;
– человеческий поток, пешеходный или транспортный, проходящий вблизи места размещения торговой точки.
|
|
Как мы уже указывали в главе, посвященной форматам розничной торговли, ряд форматов вообще не предполагает использование складских площадей, а в ряде форматов, в частности в гипермаркетах, складирование возможно осуществить на той же площади, с которой осуществляются розничные продажи. Каждый из форматов розничной торговли предъявляет специфические требования к объектам недвижимости. Эти требования обобщены в табл. 7.1. Помимо того, что тип помещения розничной торговой точки в значительной мере определяется форматом, он также зависит от типа расположения торговой точки.
Выделяются следующие типы расположения торговых точек:
– стрит ритейл (или уличная розничная торговля) – отдельно стоящие магазины, находящиеся в торговом районе или на торговой улице с входами с улицы;
– в составе торгового центра;
– отдельно стоящий магазин, находящийся в жилом районе (типа отдельного дискаунтера или супермаркета, стоящего в центре жилого квартала);
– отдельно стоящий магазин, расположенный на загородной трассе или в других частях города, который в силу размера сам является местом притяжения покупателей. (В первую очередь крупноформатная розничная торговля. Примером являются гипермаркеты одного из лидеров санкт – петербургского розничного рынка, компании «Лента», на Пулковском и на Таллиннском шоссе.)
Понятно, что в последнем случае анализ логистики потоков покупателей некоторым образом усложняется, – мы должны не только проанализировать существующие потоки, но и спрогнозировать увеличение потоков после открытия магазинов такого типа и выхода их на плановые показатели работы. Особенно актуальным этот вопрос становится в случае проектирования такого рода магазинов или крупных торговых центров в центральных районах города или на трассах с недостаточной пропускной способностью. В этом случае есть значительный риск того, что после открытия крупной торговой точки возросшие транспортные или пешеходные потоки вызовут значительные «пробки», что оттолкнет потенциальных потребителей.
|
|
Таблица 7.1.
Требования к недвижимости у торговых предприятий
различных форматов
Формат | Высота помещения | Требования к отделке | Логистика потоков |
Гипермаркет | 10 м(обусловлена необходимостью организации вторых и третьих ярусов стеллажей для хранения товарных запасов) | Средние | Отличная транспортная доступность, большая парковка |
Супермаркет | 3,5–5 м (необходима для создания комфортной атмосферы) | Высокие | Хорошая транспортная доступность, наличие парковки, наличие пешеходных потоков |
Дискаунтер | 2,5–3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) | Ниже среднего | Большие пешеходные потоки, наличие парковки |
Магазин у дома | 2,5–3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) | Средние | Проходное место, наличие парковки не принципиально |
В случае создания розничных точек последнего типа некоторые розничные торговцы, в первую очередь торговцы продуктами питания, использующие крупные форматы, пытаются получить дополнительный доход, используя эффект повышения стоимости объектов недвижимости. Пример такого подхода приведен во врезке.