В качестве оценочных показателей поперечной устойчивости автомобиля при движении принимают критическую скорость по боковому скольжению Vз (заносу) и критическую скорость по боковому опрокидыванию Vоп, определяемые соответственно по выражениям:
, (2.5)
где g – ускорение силы тяжести, g = 9,81 м/с2;
R – радиус кривой полотна дороги в плане, м;
B – колея автомобиля, м;
hg – высота центра масс автомобиля, м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1);
j - коэффициент сцепления (в данном разделе принимают j = 0,6).
Задавая несколько значений радиуса кривой полотна дороги от 20 до 100 м, определяют критические скорости движения автомобиля, по которым строят график поперечной устойчивости.
Результаты расчётов сводятся в табл. 2.5
Таблица 2.5 - Результаты расчёта
Пара-метры | Размер-ность | Значения параметров | ||||
R | м | |||||
Vоп | м/с | |||||
VЗ | м/с |
По данным табл. 2.5 строится график зависимости критических скоростей движения от радиуса поворота (рис. 2.3).
Рис. 2.3 График зависимости критических скоростей движения
от радиуса поворота
Дополнительное задание:
По графику критических скоростей определить критические скорости по заносу и опрокидыванию на кривой R = 60 м.
Рассчитать величину предельного угла косогора по опрокидыванию и коэффициент поперечной устойчивости для порожнего и полностью груженого автомобиля.