Система органов управления в кредитной организации регулируется в первую очередь Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Кроме того, в зависимости от организационно-правовой формы кредитной организации, соответственно применяются либо нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", либо нормы Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Рассмотрим теперь систему органов управления в кредитной организации в том виде, в котором она закреплена Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон).
Органы управления кредитной организации, наряду с общим собранием ее учредителей (участников), - это совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. (Ст. 11.1 Федерального закона).
Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляет единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Единоличный орган называется так, как это указано в уставе кредитной организации. Чаще всего - президент или председатель правления кредитной организации. Название коллегиального исполнительного органа тоже зафиксировано в уставе кредитной организации. Как правило, - правление кредитной организации.
|
|
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Критерии признания лиц аффилированными по отношению к кредитной организации установлены в Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 06.05.1998 г.).*(162)
На практике возник вопрос о том, распространяется ли требование об ограничении совмещения должностей на членов советов директоров обществ. Банк России дал следующее разъяснение.*(163) Под должностью следует понимать выполнение на условиях заключенного трудового договора (контракта) определенной трудовой функции по соответствующей должности, предусмотренной штатным расписанием с установлением соответствующего размера оплаты труда. Ввиду того, что членство в совете директоров (наблюдательном совете) не основано на трудовом договоре (контракте), на членов совета директоров (наблюдательного совета) не распространяются положения части третьей статьи 11.1 Закона.
|
|
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Рассматривая вопрос о выдвижении и утверждении кандидатов на должность члена совета директоров (наблюдательного совета) участники (акционеры) кредитной организации обязаны руководствоваться требованиями и ограничениями, которые установлены федеральными законами.
Во-первых, они должны иметь необходимую квалификацию.
Во-вторых, в Федеральном законе установлен запрет на избрание в совет директоров (наблюдательный совет) лиц, которые имеют судимость за совершение преступлений в сфере экономики.
В-третьих, надо помнить, что ограничения на участие отдельных лиц в совете директоров (наблюдательном совете) обществ установлены другими федеральными законами. (Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", другие законы).
В-четвертых, выдвигая кандидатов на должность членов совета директоров, акционеры должны принимать во внимание, что эти кандидаты должны обладать деловой репутацией. Ее оценивают по тем критериям, которые предусмотрены нормами, закрепленными в п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
В соответствии с ч. 7 ст. 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация не позднее трех рабочих дней со дня избрания совета директоров (наблюдательного совета) или избрания (освобождения) отдельных его членов обязана уведомить территориальное учреждение Банка России о принятом решении в письменной форме путем направления в его адрес почтового отправления с уведомлением о вручении или вручить уведомление под расписку. Уведомление кредитной организации, касающееся избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), наряду с информацией о персональном составе совета директоров (наблюдательного совета) должно содержать информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию указанных в уведомлении лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета).
|
|
Территориальные учреждения Банка России принимают указанную информацию и направляют ее в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в установленном порядке.
Если территориальное учреждение Банка России установит факты наличия судимости за совершение преступлений в сфере экономики у лица, избранного членом совета директоров (наблюдательного совета), либо предусмотренных законом фактов препятствующих его избранию, то оно может действовать следующим образом. В кредитную организацию направляется предписание об устранении допущенных нарушений, выразившихся в избрании в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) лица, деловая репутация которого не отвечает квалификационным требованиям. Если кредитная организация не исполнит предписание в установленный в нем срок, то Банк России вправе применить меры воздействия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 74 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В этом случае в кредитную организацию направляется предписание с требованием замены указанного лица. В случае невыполнения предписания в установленный срок территориальное учреждение Банка России должно применить иные меры воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 74 указанного закона.*(164)