Все, что было изложено по поводу макета учебника, может быть отнесено ко многим познавательным изданиям, но есть и специфика макета учебника. Специфика эта - в обучающей роли учебника как издания, материал которого обязательно должен быть усвоен читателем по возможности полно, т.е. без пропусков и без искажений. Никакой иной вид литературы не ставит и не может ставить перед собой такой задачи.
Благодаря особенностям расположения одних и тех же материалов в книге друг относительно друга могут создаваться разные ситуации. Те значения и смыслы, которые несут эти материалы (т.е. элементы книги), то сближаются, то отдаляются, то сталкиваются друг с другом, то становятся совершенно независимыми. (Все это происходит в сознании читающего.) И каждый из вариантов такой ситуации формирует каждый раз несколько новый «книжный текст» (новый не только по макету, но и отличающийся от любого другого по смыслам и значениям). А если есть несколько вариантов, значит есть наилучший из них! Окончательно все акценты смыслов и значений определяются только в готовом издании.
|
|
Наименьшую роль дополнительные макетные смыслы играют в неиллюстрированном сплошном прозаическом тексте, предназначенном для непрерывного чтения, наибольшую - в тексте с иллюстрациями и выделениями, предназначенными для чтения с перерывом, тексте, включающем как материал для чтения и осознания, так и материал для запоминания (заучивания). В учебниках преобладает как раз текст именно такого вида. Именно поэтому макет учебника должен и может выполнять роль не только чисто эстетическую, но и функциональную. Те или иные показатели макета способны, в известной степени, влиять на характер движения чтения, поэтому перед автором макета встает особая задача - организовать это движение. Решение такой задачи требует от того, кто создает макет учебника, глубокого проникновения как в смысл текста оформляемой рукописи (что естественно и для иных видов литературы), так и в особые педагогические задачи.
Целый ряд особенностей макета учебника связан с его построением. Уже говорилось о том, что в большинстве случаев учебник имеет весьма сложное устройство текстовой и иллюстрационной частей, которое так или иначе должно найти свое выражение в макете учебника. Именно поэтому традиционно в значительной части макетов учебников используются многогарнитурные и многокегельные решения, а там, где есть возможность, - и цвет. Все это заметно усложняет для художника-конструктора задачу разработки макета-проекта учебника.
Кроме сложностей, связанных с «внутренними» качествами учебника, возникают и сложности при макетировании, когда необходимо учесть очень жесткие внешние ограничения. Дело в том, что учебники - издания массовые. Они не могут быть дорогими по себестоимости. Кроме того, у ряда учебников огромные тиражи (например, некоторые из учебников, выпускаемых издательством «Просвещение», выходят тиражами до 4 млн.). Поэтому экономичность макетов учебников, их приспособленность для массовой полиграфии есть непременное требование к ним. То же самое можно сказать и о материалах для создания учебников - они не должны быть слишком дорогими.
|
|
Ограничения такого рода (являющиеся специфичными для макета учебника) делают работу по их макетированию очень непростой, так как, ко всему прочему, макет должен быть придуман так, чтобы он оставался хорошим и в условиях жестких технологических и экономических требований. В особые условия ставит авторов макетов учебников для начальной и средней школы и то обстоятельство, что на эту группу учебников существует государственный стандарт, регламентирующий множество параметров макета: гарнитуры и кегли шрифтов, форматы ширины полос набора, количество колонок текста и пр. На первый взгляд, стандарт крайне ограничивает фантазию авторов макета, на самом же деле он не допускает решений, которые вредны для детского зрения и мешают чтению и усвоению материала, препятствует небрежности, неряшеству, легкомыслию.
Список литературы
Адамов Е. Б. Иллюстрирование художественной литературы. - М., 1959. 88 с.
Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги. - М., 1974. 96 с.
Бельчиков И. Ф. Техническое редактирование книг и журналов. - М., 1968. 352 с.
Валуенко Б. В. Выразительные средства набора в книге. - М., 1976. 128 с.
Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. - М., 1984. 208 с.
Гиленсон П. Г. Справочник технического редактора. 3-е изд. - М., 1978, 368 с.
Гончарова Н. А. Композиция и архитектоника книги. - М., 1977. 96 с.
Епифанов Г. Д. Методика иллюстрирования классических произведений: Конспект лекций. - Л., 1961. 22 с.
Рудер Эмиль. Типографика. - М., 1982. С. 275-286.
Кузнецов Э. Д. Фактура как элемент книжного искусства. - М., 1979. 96 с.
Кузьмин Н. В. Штрих и слово. - Л., 1967. 172 с.
Кузьмин Н. В. Давно и недавно. - М., 1982. 526 с.
Куфаев М. Н. Книга в процессе общения. - М., 1927. 108 с.
Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. - М., 1971. 256 с.
Ляхов В. Н. О художественном конструировании книги. - М., 1975. 96 с.
Ляхов В. Н. Искусство книги. - М., 1978. 248 с.
Молок Ю. А. Владимир Михайлович Конашевич. - М., 1969. 336 с.
Основы оформления советской книги. - М., 1956. 504 с.
Пахомов В. В. Книжное искусство: В 2 т. - М., 1961, 1962.
Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. - М., 1973. 336 с.
Реформатский А. А. (При участии М. М. Каушанского). Техническая редакция книги. - М., 1933. 416 с.
Рывчин В. И., Леонардова Е. И., Овчинников А. И. Техническое редактирование книги. - М., 1977. 248 с.
Рывчин В. И. О художественном конструировании учебников. - М., 1980. 128 с.
Рукопись - художественный редактор - книга. Сост. Е. Б. Адамов. - М., 1985. 296 с.
Сидоров А. А. Искусство книги. - М., 1922. 216 с.
Сидоров А. А. Книга - печать - искусство // Пятьсот лет после Гутенберга. - М., 1969. С. 287-369.
Теллингатер C. Б., Каплан Л. Е. Искусство акцидентного набора. - М., 1965. 228 с.
Тяпкин Б. Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. - М., 1968. 228 с.
Херльберт, Аллен. Сетка. - М., 1984. 108 с.
Художественное конструирование и оформление книги / Е. Б. Адамов и др. - М., 1971. 248 с.
Шпугал А. Г. Русский типографский шрифт. - М., 1974. 208 с.
Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. - М., 1982. 44 с.