Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1. Учебная дисциплина относится к базовой (Б2) части
учебного цикла.

2.2. В связи с тем, что изучение первой части учебной дисциплины – эстетики – предусмотрено учебным планом по направлению подготовки «музыкальное искусство эстрады» на первом курсе в первом семестре, не представляется возможным требовать от студента владеть некоторыми общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины. В отношении второй части курса – «теории искусства», можно сформулировать следующее.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины во 2 семестре, студент должен знатьосновные сведения по теории и истории эстетики, истории, истории массовой культуры в современном обществе; начальные сведения по истории музыки, истории мюзикла; уметь пользоваться печатными и электронными средствами информации для подготовки выступлений на семинарских занятиях и рефератов; сделать доклад (сообщение) на семинарском занятии по темам перечисленных учебных дисциплин, участвовать в обсуждении вопросов на семинарских занятиях; вести конспект лекций и семинарских занятий; выступать перед аудиторией на семинарских занятиях; владеть приемами и навыками ведения конспекта, выступления и участия в дискуссии на семинарском занятии, приемами и навыками поисками необходимой информации; владеть следующими компетенциями: способностью и готовностью и собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным, эстетическим и художественным проблемам (ОК-1); способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); способностью и готовностью способности и готовности к работе в коллективе (ПК 30)

Приступая к изучению данной учебной дисциплины в 3 семестре, студент должен знать общие законы развития искусства, направления и стили искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах мирового искусства; сведения, полученные по другим, указанным выше дисциплинам, а также – по истории Санкт-Петербурга, закрепить и лучше освоить умения, указанные в предшествовавшем абзаце, владеть следующими компетенциями: способности и готовности собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим эстетическим и художественным проблемам (ОК-1); способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере эстетики, так и в теории и истории искусства (ОК-2); способностью и готовностью осмыслять развитие эстетики и искусства в историческом контексте, в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими идеями конкретного исторического периода (ОК-3); способности и готовности применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5); способности и готовности к работе в коллективе (ПК 30)

Приступая к изучению данной учебной дисциплины в 4 семестре, студент должен углубить имеющиеся знания об общих законах развития искусства, направлениях и стилях искусства; культурологии; свободно владеть умениями поиска научной информации по гуманитарным наукам в печатных изданиях и электронных ресурсах; умением выступления и участия в дискуссии на семинарском занятии; владеть следующими компетенциями: способностью и готовностью способности и готовности собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим эстетическим и художественным проблемам (ОК-1); способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере эстетики, так и в теории и истории искусства (ОК-2); способностью и готовностью способности и готовности осмыслять развитие эстетики и искусства в историческом контексте, в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими идеями конкретного исторического периода (ОК-3); способности и готовности анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5) способностью и готовностью способности и готовности проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10); способности и готовности приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13); способностью и готовностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4); способностью и готовностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5); способностью и готовностью к работе в коллективе (ПК 30).

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «философия», «история музыки», «история искусства», «история русского искусства второй пол. XIX – ХХ веков», «история Санкт-Петербурга».

2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами: «философией», формирующей у студента умение самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу; применять философскую, историческую, культурологическую, социологическую, психолого-педагогическую терминологию; ориентироваться в историко-культурном пространстве; применять полученные теоретические знания о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности;

«русский язык и культура речи», формирующей у студентов навыки использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

«история искусства», дающей представление об основных эпохах и стилях искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры), динамике его исторического развития, репрезентативных памятниках искусства;

«история музыки», позволяющей студенту ориентироваться в основных исторических периодах отечественной и зарубежной музыки, этапах эволюции музыкальных стилей, композиторском творчестве в эстетическом и культурно-историческом аспектах, творчестве зарубежных и русских композиторов XX - XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX – XXI веков;

«история Санкт-Петербурга», дающей студенту знание истории, основных памятников монументальной крупнейшего культурного центра России и мира, умение ориентироваться в

3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности и готовности собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим эстетическим и художественным проблемам (ОК-1);

- способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере эстетики, так и в теории и истории искусства (ОК-2);

- способности и готовности осмыслять развитие эстетики и искусства в историческом контексте, в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способности и готовности анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5)

- способности и готовности проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

- способности и готовности приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

- способностью и готовностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

способностью и готовностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

способностью и готовностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

- способностью и готовностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26)

- способностью и готовностью к работе в коллективе (ПК 30)

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать:

основные категории и проблемы эстетики, эстетические идеи разных исторических эпох, основные периоды исторического развития европейской и русской художественной культуры, эпохи и стили европейского и русского искусства, персоналии представителей эстетической мысли Европы и России разных эпох – от античности до ХХ века, их основные работы и произведения; общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, специфику отдельных видов искусства, специфику и сопряженность таких областей как «эстетика - философия искусства - искусствоведение - теория искусства»; характер соотношения эстетики и теории искусства в ХХ веке, основные направления в теории искусства ХХ века, исторический и общекультурный контекст изучаемых эстетических текстов, критерии научности применительно к теории искусства в ХХ веке (естественнонаучный, общегуманитарный, собственно искусствоведческий подходы); особенности научного творчества и проблематику трудов крупнейших авторов, особенности отечественной эстетической мысли, основные эстетические концепции, оказавшие воздействие на теорию и историю музыкального искусства.

уметь:

анализировать социально и личностно значимые эстетические и художественные проблемы, особенности художественных эпох, стилей и жанров искусства, художественные особенности отдельных произведений искусства; использовать полученные знания об эстетических и художественных явлениях, идеях, теориях в учебной и профессиональной деятельности; подготовить и выступить с сообщением (докладом, презентацией) по социально и личностно значимым эстетическим и художественным проблемам;

владеть:

технологиями приобретения, использования и обновления знаний по эстетике и теории искусства; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной коммуникации; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке; принципами и методами анализа произведения искусства, профессиональным понятийным аппаратом в области эстетики и теории искусства, современными методологиями анализа произведения искусства.

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 академических часов.

Учебно-тематический план дисциплины

очное отделение

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. Инд. зан.
  Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики 28/0,78   10/0,28 -       18/0,5 Тестовые задания, сочинение эссе
  Раздел 2. История эстетики 38/1,05   6/0,17 16/0,45       16/0,45 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Итого: 66/1,83   16/0,45 16/0,45       34/0,94  
  Итоговый контроль:                 зачет
  Раздел 3. Искусство как система элементов: автор – произведение искусства – воспринимающий. 14/0,39   4/0,12 4/0,12       6/0,18 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 4. Социальные функции искусства 11/0,3   2/0,06 2/0,06       7/0,19 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 5. Морфология искусства 14/0,39   4/0,12 4/0,12       7/0,19 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 6. Стили в искусстве 14/0,39   4/0,12 4/0,12       7/0,19 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 7. Искусство в системе культуры 14/0,39   4/0,12 4/0,12       6/0,16 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Итого 69/1,92   18/0,53 18/0,5       33/0,92  
  Итоговый контроль                 зачет
  Раздел 8. Первобытное искусство 18/0,5   4/0,12 4/0,12       10/0,28 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 9. Искусство Древнего Востока 24/0,7   6/0,17 6/0,17       12/0,34 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 10. Искусство Месопотамии 24/0,7   6/0,18 6/0,18       12/0,34 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Итого 66/1,8   16/0,44 16/0,44       34/0,94  
  Итоговый контроль:                 Экзамен, 36
  Раздел 11. Новые языки в искусстве в исторической динамике 11/0,3   2/0,06 4/0,12       5/0,14 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 12. Лидерство национальных школ в европейском искусстве. От эпохи к эпохе. 8/0,22   2/0,06 2/0,06       4/0,12 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 13. Система художественного производства 13/0,36   4/0,12 4/0,06       5/0,14 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 14. Хранение, реставрация и экспонирование искусства 9/0,25   2/0,06 2/0,06       5/0,14 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 15. Потребление искусства. Искусство и публика 9/0,25   2/0,06 2/0,06       5/0,14 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 16. Тексты об искусстве 8/0,22   2/0,06 2/0,06       4/0,12 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 17. Эстетика и теория искусства ХХ в. 11/0,3   4/0,06 2/0,06       5/0,14 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
23. Итого 69/1,92   18/0,5 18/0,5       33/0,92  
  Итоговый контроль               экзамен,54  
                       

Учебно-тематический план дисциплины

заочное отделение

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. Инд. зан.
1. Раздел 1. Основные теоретические проблемы эстетики 22/0,61   2/0,06         20/0,55 Тестовые задания, сочинение эссе
  Раздел 2. История эстетики 44/1,28   2/0,06 6/0,18       36,2/1 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Итого: 66/1,83   4/0,12 6/0,18       56/1,55  
  Итоговый контроль:                 зачет
  Раздел 3. Искусство как система элементов:автор – произведение искусства – воспринимающий 14/0,39   2/0,06         12/0,33 Тестовые задания
  Раздел 4. Социальные функции искусства 12/0,33     2/0,06       10/0,28 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 5. Морфология искусства 12/0,33   2/0,06         10/0,28 Тестовые задания
  Раздел 6. Стили в искусстве 10/0,44     2/0,06       12/0,33 Тестовые задания
  Раздел 7. Искусство в системе культуры 14/0,39   2/0,06 2/0,06       12/0,33 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  итого 68/1,89   6/0,17 6/0,17       56/1,55  
  Итоговый контроль                 зачет
  Раздел 8. Первобытное искусство       2/0,06         Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 9. Искусство Древнего Востока     2/0,06 2/0,06         Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 10. Искусство Месопотамии     2/0,06 2/0,06         Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Итого 66/1,83   4/0,12 6/0,18       56/1,55  
  Итоговый контроль                 экзамен, 36
  Раздел 11. Новые языки в искусстве в исторической динамике     2/0,06         8/0,22 Тестовые задания
  Раздел 12. Лидерство национальных школ в европейском искусстве. От эпохи к эпохе       2/0,06       8/0,22 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 13. Система художественного производства     2/0,06         8/0,22 Тестовые задания
  Раздел 14. Хранение, реставрация и экспонирование искусства       2/0,06       8/0,22 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 15. Потребление искусства. Искусство и публика       2/0,06       8/0,22 Тестовые задания, выступление на семинарском занятии
  Раздел 16. Тексты об искусстве. Раздел 17. Эстетика и теория искусства ХХ в.     2/0,06         16/0,44 Тестовые задания,
  Итого 68/1,89   6/0,18 6/0,18       56/1,55  
  Итоговый контроль                 Экзамен, 54

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: