Традиционная трактовка принципа: воспитание должно соответствовать природе ребенка, учитывать и опираться на нее, оберегать и обогащать ее.
Отсюда вытекает необходимость соблюдения таких требований, как:
- индивидуальный подход – соответствие воспитания психолого-физиологическим особенностям ребенка;
- полоролевой подход – учет особенностей пола ребенка и формирование соответствующего типа поведения;
- возрастной подход – соответствие воспитания возрастным особенностям школьника, помощь в решении специфических возрастных задач.
Принцип культуросообразности социального воспитания
Данный принцип отражает аксиологический (ценностный) подход в воспитании.
Трактовка данного принципа предполагает осуществление воспитания в соответствии с общечеловеческими, национальными, региональными культурными ценностями, причем эти уровни должны гармонично соотноситься и способствовать становлению гуманного, толерантного и духовно богатого человека.
Принцип незавершимости воспитания
А.В. Мудрик отмечает, что воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново: заново познать себя и других, заново реализовать свои возможности и самоутвердиться, заново найти свое место в мире. Согласно данному принципу каждый возрастной этап в развитии человека является самостоятельной ценностью, а не только этап подготовки к дальнейшей жизни.