Цели и задачи: Изучить сущность, необходимость логистики, ее концепция и основные принципы
Вопросы:
1. История развития логистики.
2. Сущность и необходимость логистики.
3. Взаимосвязь логистики и маркетинга.
4. Концепция и принципы логистики.
Содержание лекции:
1.1 История развития логистики.
История возникновения развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики», они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальным ресурсами и содержанию их запасов. В англо – русском словаре слово «logistics» переводится как: воен. 1) тыл и снабжение; 2) материально – техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла. Согласно французскому военному специалисту начала XIX века Джомини «логистика – это практическое искусство маневра войсками. Она включает не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.». Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В. Лейбницем, позже его идеи были подхвачены Г. Плокке, И.Г. Ламбертом. Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге. Также в философской энциклопедии можно найти следующее определение логистики (математическая логика) – современная форма логики. Другое направление развития логистики – экономическое.
|
|
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно – технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, прогнозирование спроса и др. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50 – х годов. Компьютер стал неотъемлемой частью каждой крупной фирмы.
В конце 60 – х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес – логистики – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.
Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций и т.д. Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, спутниковые телекоммуникационные системы).
|
|
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка и в тех местах, где можно было найти наиболее дешевое сырье, компоненты, трудовые ресурсы.
С начала 90 – х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.