Для решения логистических задач 1 страница

Сеть Интернет и связанные с ней технологии продолжа-

ют активно и весьма эффективно вторгаться в сферу логи-

стики. Современные логистические технологии неразрывно

связаны с интенсивным информационным обменом. Имен-

но благодаря своевременно поступающей информации обе-

спечивается высокая точность, скорость и согласованность

товарообращения в логистических цепях.

За последнее время структура логистического простран-

ства Интернет существенным образом изменилась, что

выразилось в трансформации содержания логистически

ориентированных сайтов. Если раньше там доминировала


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 697

рекламная информация, то теперь, нередко в интерактив-

ном режиме, представлены организационные, справочные,

проектные услуги.

В настоящее время в сети представлены интерактивные

планировщики маршрутов перевозки, специализирован-

ные службы по проектированию логистических цепей и ка-

налов доставки товаров, информационно-аналитические

центры и базы бизнес-партнеров, службы поиска, продажи

и аренды транспортной техники и оборудования, виртуаль-

ные экспедиторские службы, юридические и таможенные

консультации.

Интернет-технологии позволяют решать оперативные

логистические задачи, например, диспетчер транспортной

компании имеет возможность наблюдать за ситуацией

на пограничных переходах Финляндия-Россия, с помощью

специально организованных видео окон, а владелец груза

может контролировать его транспортировку по запросам.

Расширение использования Интернета в логистике пред-

усматривает международная логистико-телематическая

программа TEDIM. Роль этой программы в современной

логистике настолько велика, что нужно дать ей характери-

стику.

В 1994 г. Россия, Германия и Финляндия приняли реше-

ние о разработке программы сотрудничества по развитию

и применению информационных технологий в междуна-

родных грузоперевозках и логистике. Программа получила

название Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery

Management Program to impove logistics system in the Baltic

seabord and adjacent areas («Телематика во внешнеторго-

вой логистике и управлении поставками товаров в бас-

сейне Балтийского моря и прилегающих регионах», сокра-

щенно — TEDIM.)

В 2002—2003 гг. к участию в программе присоедини-

лись Эстония, Латвия, Литва, Польша. Планируют свое

участие Дания, Швеция и ряд других стран Балтийского

моря. В рамках программы был принят и успешно реализу-

ется целый ряд проектов, регулярно проводятся заседания

ее Международного координационного комитета (МКК

TEDIM) и семинары.

Сегодня специалисты в области логистики констатируют

начало нового этапа в развитии логистики. Этот этап харак-

теризуется не только широким использованием на практи-

ке Интернет-технологий, но и активизацией деятельности



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


в области логистического проектирования (Logistics Project,

Logistics Engineering) реновации (Logistics Renovations,

Logistics Reengineering) и интерактивного обеспечения

логистических цепеп (Logistics Environment, Acquisition

Logistics Engineering).

Считается, что одним из наиболее удачных обобщений

новых, формирующихся направлений в логистике с тради-

ционными является макро временная концепция жизнен-

ного цикла логистической цепи. Эта концепция, базирует-

ся на методологии CALS (Continuous Acquisitions and Life

cycle Support), и представляет собой, по сути, реализацию

системного подхода в логистике.

Отличительной особенностью нынешнего периода раз-

вития практической транспортной логистики является

активизация деятельности интерактивных Internet-служб.

Функциональная и структурная сложность современных

транспортно-логистических сетей обусловливают особые

требования к объемам, качеству и скорости передачи и об-

работки информации. Эти требования удовлетворяются

путем внедрения электронного документооборота на ло-

кальном и глобальном уровнях, а также за счет существен-

ного расширения специализированного информационно-

организационного сервиса в сети Интернет.

Считается, что сегодня процесс накопления транс-

портно-логистических ресурсов в сети Интернет достиг

такого уровня, что можно говорить о возможности широ-

кого формирования виртуальных логистических центров

(VLC — Virtual Logistics Center) с функциями электрон-

ного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая их

интеграция с информационными службами официальных

организаций и транспортных ассоциаций позволит в ко-

нечном итоге сформировать в сети Интернет логически

единое транспортно-логистическое информационно про-

странство.

На пути решения этих задач возникает ряд серьезных

проблем практического характера. Прежде всего, из-за рас-

ширения и усложнения структуры логистического про-

странства в сети Интернет существенно затрудняется поиск

в ней нужных ресурсов.

Несколько лет назад эта проблема была связана с недо-

статком сетевых ресурсов, то теперь зачастую с избыточно-

стью информации и усложнением доступа к нужным дан-

ным и услугам.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 699

Для преодоления этой трудности должны быть пред-

приняты шаги по упорядочению деятельности заинтересо-

ванных лиц и структур в Интернет с привлечением всего

Интернет сообщества, а также разработке новых техно-

логий, в частности, базирующихся на проблемной или

проблемно-тематической Интернет-локализации, под ко-

торой в логистике понимается интеграция логистических

и информационно-логистических ресурсов сети Интернет

в специальные проблемно-ориентированные ссылочно-

аннотационные базы или тематические каталоги, разме-

щаемые на страницах виртуальных логистических центров.

Состоятельность такого подхода должна обеспечиваться

политикой актуализации баз данных, наличием качествен-

ных информационных каналов и профессионализмом

логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра.

Обеспечение надежности и гарантий в коммерческих се-

тевых операциях является весьма актуальной для практиче-

ской логистики проблемой, поскольку проблема правового

регулирования интерактивных отношений в сети Интернет

является определяющей для коммерческого использования

Интернет-технологий в логистике. Особенно это касается

платежей, электронного фрахта, приобретения техники,

планирования, внешнего документооборота.

Имеющаяся деловая практика свидетельствует о некото-

рых фактах не всегда добросовестного отношении ряда кли-

ентов открытых виртуальных служб и партнеров по фрахто-

вым операциям к своим обязательствам. Реакцией со стороны

пострадавших на отсутствие адаптированной к возмож-

ностям Интернет-пространства национальной и междуна-

родной правовой базы может быть, например, публикация

списков недобросовестных, по мнению пострадавших, пар-

тнеров, отказ нарушителям в регистрации на сайте.

Технология электронного обмена данными

Технология электронного обмена данными — EDI

(Electronic Data Interchange) — позволяет автоматизиро-

вать создание, отправку, получение и обработку любых

электронных документов и интегрировать их с действую-

щими бизнес-приложениями. В процессе работы данные

для отправки извлекаются из программного приложения

отправителя и автоматически пересылаются от одного

контрагента к другому. При этом в процессе пересылки

EDI переводит информацию в стандартный формат, сохра-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


няя содержание. Документы для конечного пользователя

выглядят как обычная форма информационных систем, на-

пример, 1С, Microsoft Axapta, Sap.

Технология EDI появилась для того, чтобы преодо-

леть недостатки, присущие процессу традиционного об-

мена документами в логистике, который, к сожалению,

для российской экономики пока еще является весьма рас-

пространенным. К ним можно отнести: долгий цикл по-

лучения/подтверждения заказа, слабо формализованный

и неподдерживаемый процесс согласования изменений

в заказе; высокую стоимость за счет необходимости посто-

янных телефонных переговоров и уточнений, длительное

выставление счета.

Изобретателем EDI считается военнослужащий армии

США Эд. Гилберт, который придумал ее для оптимизации

оформления документов, сопровождающих поставки аме-

риканской гуманитарной помощи для жителей Берлина

в середине XX в. Он разработал стандартную систему ко-

ротких сообщений-накладных, предоставляющую возмож-

ность преобразовывать документы, составленные на разных

языках, и передавать их по телефону и телексу.

Начало коммерческого использования EDI относится

к 80-м гг. XX в. Первыми ее стали применять крупные роз-

ничные сети Швеции, Великобритании и США. С 1987 г.

началась реализация общеевропейского проекта EDI —

EANCOM, позволившего связать производителей, ритей-

леров, брокеров, оптовиков, перевозчиков, таможенников,

владельцев складов и т.д. Термин EANCOM происходит

от EAN — European Article Numering (Европейская нумера-

ция товаров) и СОМ — communication (коммуникация).

EANCOM является подмножеством полного перечня

сообщений UN/EDIFACT (United Nations rules for Elect-

ronic Data Interchange For Administration, Commerce and

Transport — Стандарты Организации Объединенных Наций

в области сервиса электронных писем для администрации,

торговли и транспорта) — стандартов EDI, утвержденных

ООН в 1987 г., и ориентированных, прежде всего на внеш-

неэкономическую деятельность. В этих рамках разрабо-

тан определенный кластер сообщений для транспортных

и складских компаний.

В США существует также стандарт ANSI ASC Х-12, ко-

торый появился значительно раньше разработки ООН. Аб-

бревиатуры означают ANSI — American National Standards


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 701

Institute (Американский институт национальных стандар-

тов), ASC — American Standards Committee (Американский

комитет стандартизации). Стандарт ANSI ASC Х-12 уже

морально устарел, однако специальный комитет продолжа-

ет его развивать и сейчас.

В США пользователи стандартами UN/EDIFACT

и ANSI ASC Х-12 делятся примерно поровну.

В ООН с 1997 г. действует Центр по упрощению про-

цедур и практики в управлении, торговле и на транспорте

(CEFACT), который занимается решением задачи совме-

стимости международных стандартов со стандартами США

и Европы.

В настоящее время активно совершенствуется стандарт

RosettaNet. В 1998 г. 40 ведущих организаций мира в обла-

сти IT основали некоммерческое объединение консорциум

RosettaNet — один из самых масштабных проектов в обла-

сти стандартизации обмена данными, который продолжает

свое развитие. Он направлен на глобализацию цепочек по-

ставок в индустрии IT и объединение компаний Америки,

Европы, Японии, Кореи, Сингапура и Тайваня в единую

электронную торговую сеть. В частности, Intel, используя

общемировую инфраструктуру RosettaNet, сократил сред-

нее время приема заказа от клиента с 12 ч до нескольких

минут.

В Российской Федерации система EDI стала активно

использоваться с началом нового тысячелетия, так Госу-

дарственный таможенный комитет (ГТК России) построил

свое взаимодействие с Министерством путей сообщения

(МПС) начиная с 2000 г. с помощью EDL В коммерческой

деятельности ее первыми продвигали на российский рынок

крупные западные ритейлеры и ряд мультинациональных

производителей, имеющих филиалы в России. Технология

EDI незаменима, когда ритейлер планирует активное рас-

ширение: например, с ее помощью можно запускать новый

магазин в эксплуатацию в течение одного дня.

EDI функционирует на любых платформах: мэйнфрейм,

клиент-сервер, персональный компьютер. Например, торго-

вые сети и их поставщики часто пользуются услугами EDI-

провайдера, работающего на платформе Microsoft BizTalk

Server 2000.

В общем случае, выбор платформы для EDI зависит

от конкретных потребностей компании, объема трансакций

и количества партнеров, участвующих в EDI-проекте.



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


В данном контексте под трансакцией понимается пере-

сылка содержательной информации. Часто в информатике

под трансакцией понимается характерный для работы в ре-

жиме диалога короткий во времени цикл взаимодействия

объектов, включающий запрос — выполнение задания —

ответ. Трансакции широко используются в сетевой службе

EDI, аудиотексте, видеотексте, телетексте и телеконферен-

циях.

Следует иметь в виду, что в экономике термин «тран-

сакция» имеет и другие значения, в бухгалтерии — это бух-

галтерская проводка, в банковском деле — перевод денеж-

ных средств с одного счета на другой или просто платеж,

в коммерческом деле — сделка, сопровождаемая взаимны-

ми уступками.

Форматы сообщений образуют стандарты EDI. Стан-

дарт, используемый в Российской Федерации, отличается

от европейского, в котором тысячи сообщений, в каждом

сообщении — сотни полей. В российской накладной или

счете-фактуре есть поля, такие как ГТД. Их нет, например,

во Франции или в Германии. Но в европейском стандарте

достаточно много полей. Франция использует 15, Англия —

20, Россия — 30, занимая часть текстовых полей.

При прямых EDI-соединениях используются сети VPN

(Virtual Private Network), FTP (File Transfer Protocol),

EDIINT (EDI over the Internet), a также сети с дополнитель-

ными услугами (функциями) VAN (Value-added Network),

специализированными для электронной торговли. В дан-

ном случае под электронной торговлей (eCommerce) по-

нимается торговля любыми товарами и услугами через он-

лайновые сетевые службы, в том числе и с использованием

EDI. В общем случае процесс электронной торговли вклю-

чает размещение и прием заявок на определенные товары

или услуги, а также их оплату через Интернет.

Для построения VAN часто компания, предоставляющая

EDI-услуги, арендует линии связи у поставщиков коммуни-

кационных услуг, затем улз�шает их, применяя средства вы-

явления и исправления ошибок, уменьшения времени ответа,

резервирования, обеспечения высокой надежности передачи

данных и т.п., а затем на коммерческой основе предоставляет

другим эти линии за определенную плату.

Услуги VAN являются дорогостоящими, в некоторых

случаях стоимость отправления одного электронного доку-

мента может составить 0,7 долл., поэтому ими пользуются


11.3. Лспользование среды Интернет для решения логистических задач 703

крупные компании, оснащенные мощными мэйнфреймами

за 50—250 тыс. долларов, и готовые много платить за на-

дежную пересылку документов в частных сетях, поскольку

с точки зрения качества у VAN пока не существует конку-

рентов.

Большинство средних и мелких компаний планиру-

ют переход или сразу начинают работать в интернет-

EDI и XML\EDI, поскольку для них дешевизна ІР-сетей

является решающей при выборе способа соединения.

В интернет-EDI транзакции проходят целиком или частич-

но по ІР-сетям (вертикальным или горизонтальным пор-

талам, промышленным экстранет-сетям или напрямую —

в системе «компьютер — компьютер». В данном случае под

экстранет-сетями понимается совокупность корпоративных

сетей, объединенная в единое информационное простран-

ство посредством Интернета.

Технология XML (Extensible Markup Language) пред-

ставляет собой расширяемый язык разметки. С его помо-

щью можно описывать целые классы данных, учитывая

специфику документов заданной предметной области.

Использование технологии XML\EDI в кодировании до-

кументов разного формата позволяет компаниям осущест-

влять транзакции с партнерами любого уровня (масштаба),

а не только с крупными предприятиями (поставщиками),

которые уже инвестировали в EDI.

Передачу EDI-данных характеризуют:

— гарантия доставки, поскольку система автоматически

оповещает отправителя о доставке;

— оперативность — около 170 видов сообщений (с их по-

мощью можно описать практически все бизнес-процессы)

обрабатываются и передаются в течение 10 минут;

— точность — система выступает в качестве контролера:

встроенные интеллектуальные механизмы обеспечивают об-

работку содержания передаваемых документов и при совер-

шении ошибки в заполнении формы она мгновенно об этом

сообщает. Таким образом, достигается полное устранение

ошибок уже при вводе данных, что значительно сокращает

время на обмен информацией между контрагентами;

— экономичность — потребность в задействованном пер-

сонале сокращается минимум на 70%, а затраты на расхо-

дные материалы — на 80%. Иными словами, внедрение EDI

позволяет минимизировать расходы, связанные с составле-

нием документов, до 7—10% от общей стоимости сделки;



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


— конфиденциальность информации — гарантия безо-

пасности передачи коммерческой информации обеспечи-

вается благодаря шифрованию данных и использованию

интернет-стандартов для EDI — AS1, который позволяет на-

дежно передавать документы электронного обмена по сети

Интернет через протокол SMTP (Simple Mail Transfer

Protocol — Простой протокол передачи почты) для e-mail

и AS2, который объединяет EDI и Интернет, позволяет об-

мениваться цифровыми данными через протокол http;

— достоверность — обеспечивается использованием MDN

(оповещений о местонахождении сообщений) для контроль-

ных сумм, поэтому полностью исключена возможность вне-

сения изменений в документ без ведома получателя;

EDI может работать на различном программном обеспе-

чении. Существует множество разработчиков этого продук-

та: это и гиганты Microsoft и IBM, и менее известные ком-

пании (ACT Data Services Inc., blueVertical Inc., ENTRACK;

ComArch-ECOD).

Среди мировых фирм-гигантов — поставщиков EDI-

решений можно выделить Global Exchange Services (GXS),

IBM, Inovis и Sterling/SBC, уже на протяжении более

25 лет разрабатывающих, внедряющих и обслуживающих

решения.

На российском рынке EDI крупнейшие международ-

ные компании практически не представлены. Здесь ак-

тивно продвигают свои решения российские разработчи-

ки — Cognitive Technologies, «АйТи», «Ланит», Lanck и ряд

других.

Преимущества EDI связаны не только с теми процес-

сами, для которых эта технология используется: оформле-

ние заказов, контроль входящих счетов, условия контрак-

тов, финансовые транзакции, каталогизация и т.д. Главное

достоинство EDI — экономичность, которая проявляет

не только в снижении затрат в расчете на одну транзакцию.

Она расширяет возможности прогнозирования и оптими-

зирует управление финансовыми потоками за счет упроще-

ния и ускорения процессов сбора финансовой информации.

А также высвобождает время руководящего персонала для

стратегического планирования вместо решения мелких те-

кущих проблем.

Следует отметить, что максимальный эффект от исполь-

зования EDI достигается при наличии двух составляющих:

электронного обмена документами и электронной подписи.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 705

Если первая может быть решена компанией или бизнес-

сообществом, то электронная подпись напрямую зависит

от законодательства. Закон об электронной подписи при-

нят в Российской Федерации в 2002 г., но он эффективно

не работает из-за отсутствия подзаконных актов и опыта

использования. При решении всех проблем с электронной

подписью документы на бумажных носителях не нужны

вовсе, но сегодня российское законодательство в качестве

формата информационного взаимодействия признается,

как правило, бумажный, осушіествляемый передачей до-

кумента из рук в руки, в редких случаях средой передачи

может выступить электронная почта. Чаще всего, докумен-

ты распечатываются на принтере, подписываются вручную,

заверяются печатью и направляются адресату почтой, до-

кументы, переданные по факсу не всегда признаются тако-

выми в конфликтных ситуациях, не говоря уже о качестве,

трудоемкости и оперативности этого процесса.

По оценкам ученых мировой объем торговли с исполь-

зованием EDI достигнет в 2005 г. 2,2 трлн долл. Основной

рост обеспечивают компании, ориентирующие собственные

специализированные сети на работу с малым и средним

бизнесом с применением VAN.

Технологии EDI по-прежнему остаются важнейшим

элементом деятельности средних и крупных компаний,

пользующихся электронной торговлей. Хотя построение

и интеграция систем EDI — дело довольно дорогое, но при-

обретаемые в результате преимущества позволяют компа-

ниям, а особенно ориентированным на производство по-

требительских товаров, значительно ускорить процессы

документооборота, увеличить объемы продаж ритейлерам

и закупок у поставщиков.

Современные тенденции таковы, что в ближайшие не-

сколько лет интернет-EDI останется основной движущей

силой рынка электронной торговли.

В то же время можно отметить, что в Российской Феде-

рации технология EDI пока не получила широкого распро-

странения. Во многом это связано с тем, что до недавнего

времени понятие «электронный документ» отсутствовало

в законодательстве страны. Еще одним сдерживающим

фактором можно назвать серьезное отставание от стран За-

пада в развитии электронной торговли.

Западный опыт показывает, что инициатором введения

схемы электронного обмена данными всегда выступает ри-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


тейлер. Более того, многие западные ритейлеры, оценив по-

тенциальные преимущества использования электронного об-

мена данными, обязывают поставщиков в кратчайший срок

перейти на EDL По этому же пути идет российский рынок.

Весной 2004 г. ЗАО «Перекресток» выступило инициа-

тором создания общественного объединения, основными

задачами которого является разработка и популяризация

стандартов взаимодействия розничных сетей. В работе ор-

ганизации приняли участие как крупные московские сети,

среди которых «Седьмой континент», «Копейка», «Азбука

вкуса», SPAR, BILLA Russia, так и поставщики, и произ-

водители товаров массового спроса. Это начинание под-

держали такие разработчики ПО, как фирма 1С и рос-

сийское представительство Microsoft, а также ассоциация

ЮНИСКАН, представляющая в России международную

организацию EAN International (EAN — это аббревиатура

от European Article Numering).

Российская практика породила так называемую схему

реализации квази-EDI. Так одна крупная российская роз-

ничная сеть, которая обычно отправляла своим поставщи-

кам заказы по электронной почте в виде сгенерированных

ERP-системой Ехсеі-файлов осуществила схему: рознич-

ная сеть переправляет свои заказы EDI-провайдеру; EDI-

провайдер предоставляет поставщикам Web-интерфейс;

поставщики через этот \ѴеЬ-интерфейс имеют доступ к спи-

ску своих заказов и могут скачать эти заказы в удобной для

себя форме, как правило, в Excel; поставщики сами находят

способы ввода заказов в свои системы, причем обычно де-

лают это вручную.

После того как эта схема была реализована, оказалось,

что никаких существенных положительных результатов

ни одна из сторон не получила, поскольку нововведения

коснулись лишь способа передачи заказов розничной сетью.

Раньше они отправляли заказы по электронной почте, те-

перь — по протоколу FTP на некий удаленный сервер. При

этом бизнес-процессы для заказчика не претерпели никаких

видоизменений. Для поставщиков результаты этого проек-

та оказались негативными. Во-первых, для них усложнил-

ся процесс фактического получения заказа — если раньше

менеджеры по продажам получали заказы в свои почтовые

ящики, то теперь они вынуждены были периодически про-

верять Web-интерфейс, чтобы узнать, не появился ли там

новый заказ.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 707

Во-вторых, за это неудобство им пришлось платить —

ведь EDI-провайдер берет деньги за передачу заказа

и за пользование интерфейсом.

Для сравнения, в случае внедрения классической EDI,

в описываемом случае у поставщиков должно быть уста-

новлено и интегрировано с их учетными системами специ-

альное программное обеспечение, которое самостоятельно

по заданному расписанию осуществляло чтение входящих

сообщений по мере их поступления и автоматически соз-

дает заказ в учетной системе с одновременным уведом-

лением менеджера по продажам о том, что заказ получен

и его необходимо принять в обработку. Это позволяет

поставщикам исключить издержки, связанные с ручным

переводом заказов в систему, а также существенно сни-

зить ошибки. Кроме того, специальный программный

модуль на стороне поставщика периодически проверяет

состояние заказа в учетной системе, и при наступлении

определенных событий (заказ скомплектован, отгру-

жен, доставлен) автоматически уведомляет ритейлера —

заказчика.

Дальнейшие шаги по все более глубокой интеграции

EDI в отношения поставщика и ритейлера позволили бы

поставщику в режиме реального времени следить за прода-

жами своих товаров в магазинах ритейлера и формировать

заказы, самостоятельно запрашивая у ритейлера лишь под-

тверждение. Такой подход позволит значительно снизить

обоюдные затраты, повысит общую эффективность логи-

стики поставок.

Общий обзор технологий бесконтактной идентификации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: