При выборе перевозчика одним из трех важнейших критериев, как это было показано в предыдущей главе, является стоимость перевозки, которая исчисляется на основе действующих транспортных тарифов. Система тарифов существенно различается в зависимости от вида транспорта, что определяется особенностями сложившегося рынка транспортных услуг и спецификой деятельности каждого из видов транспорта. Изменение уровня тарифов по видам транспорта представлено в таблице.
Индексы тарифов на перевозку тонны грузов по видам транспорта
Наименование | Апрель 2000 г. | |
Индекс к апрелю 1999 г., % | Индекс к декабрю 1997., % | |
Транспорт - все виды | 130,43 | 115,35 |
в том числе | ||
Железнодорожный | 126,51 | 115,1 |
Автомобильный | 159,78 | 110,8 |
Морской | 124,03 | 11,36 |
Внутренний водный | 143,61 | 105,93 |
Авиационный | 127,31 | 109,3 |
С точки зрения перевозчика тарифы призваны, прежде всего, обеспечить покрытие транспортных издержек и доставить максимальную прибыль с учетом действующего налогового законодательства.
Транспортные издержки условно делятся на постоянные и переменные.
К переменным издержкам относятся:
заработная плата водительского персонала;
стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ) и электроэнергии, потребляемой транспортными средствами в ходе их эксплуатации;
стоимость технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта подвижного состава (включая запасные части и материалы);
амортизация подвижного состава в части, касающейся пробега.
К постоянным издержкам относятся:
стоимость содержания материально-технической базы и транспортной инфраструктуры;
заработная плата административно-управленческого персонала;
накладные и прочие расходы.
Помимо транспортных издержек транспортные тарифы также используются для оплаты дополнительных услуг, осуществляемых перевозчиком при транспортировке груза. Состав дополнительных услуг, как и сама система тарифов, существенно различается в зависимости от вида транспорта.
Рассмотрим порядок ценообразования по видам транспорта.