Глава 7. НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Насосные установки (автоцистерн (АЦ) и автонасосов (АН)) состоят: из пожарного насоса и привода к нему, системы забора воды, системы дозирования пенообразователя (ПО) и необходимых элементов коммуникаций. Коммуникации включают трубопроводы, соединяющие пожарный насос с системами забора воды, подачи пенообразователя, цистернами и баками для огнетушащих веществ. Регулирование подачи огнетушащих веществ к ручным и лафетным стволам осуществляется водопроводной арматурой. На пожарных машинах используется арматура, включающая: краны, вентили, задвижки, клапаны.
Трубопроводы, соединяющие пожарный насос с другими частями насосных установок, и установленная на них водопроводная арматура образуют водопенные коммуникации (ВПК) пожарных машин.
Требования к насосным установкам
Насосные установки посредством водопенных коммуникаций обеспечивают:
– забор воды АЦ или АН из естественных или искусственных водоисточников, водопроводных пожарных сетей и собственных цистерн;
|
|
– подачу воды от насоса к ручным и лафетным стволам;
– забор пенообразователя (ПО) из пенобаков или посторонних источников и, после смешивания его в насосе, подачу к водопенным стволам или пеногенераторам;
– функции дополнительного охлаждения или обогрева элементов, а также агрегатов пожарных автоцистерн (при их наличии на пожарных машинах);
– промывку системы подачи пенообразователя.
К насосным установкам ПА предъявляется ряд специфических требований, способствующих обеспечению эффективной подачи воды при эксплуатации насоса в различных условиях работы
и с различными режимами.
Изложенные требования являются основными, а по желанию заказчика они могут быть изменены или устранены.
Установленные на автоцистернах насосы и системы к ним должны обеспечивать подачу воды и раствора пенообразователя с водородным показателем рН от 7 до 10, плотностью 1 000 кг/м3 и массовой концентрацией твердых частиц до 0,5 % при максимальном размере 3 мм.
Привод насоса передает мощность от двигателя к насосу через дополнительную трансмиссию. Во избежание перегрева двигателя потребляемая мощность насосной установки не должна превышать 70 % номинальной мощности двигателя.
Привод должен обеспечивать работу насоса во время стоянки ПА
и в движении, а также обеспечить включение насоса при холостых оборотах двигателя и выключение при частичной нагрузке на насос.
Насосная установка может размещаться в специальном кормовом отсеке (заднее размещение) или в средней части автомобиля (в салоне). При заднем расположении насосной установки предусматриваеться обогрев насосного отсека для предотвращения замерзания воды в насосе или трубопроводах в зимних условиях. В различных условиях эксплуатации насосная установка должна эффективно работать без перегрева привода насоса в течение не менее 6 ч.
|
|
Специальные требования предъявляются к органам управления насосной установкой. Рукоятки (рычаги) на пульте управления вне кабины расчета должны располагаться слева направо:
– рычаг включения вакуумного насоса;
– рычаг выключения сцепления;
– рычаг регулирования частоты вращения вала насоса.
При расположении насоса в задней части автомобиля органы управления должны быть размещены с левой стороны по ходу движения ПА.