Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась к концу XIX века. Она появилась в рамках сравнительной психологии. Основателем детской психологии считается немецкий ученый-дарвинист Вильгельм Прейер, книга которого “Душа ребенка”, где он описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына, является точкой отсчета систематических наблюдений психологии ребенка, начиная с самых ранних лет жизни. В. Прейер ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук.
Объективные условия становления детской психологии, сложившиеся к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Это, в свою очередь, ставило новые вопросы обучения и воспитания детей. Исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Задача понимания особенностей развития ребенка стала актуальной. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно: только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что представляет собой психология взрослого человека. Поэтому нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который так или иначе не занимался бы детской психологией.
|
|
Детская психология изучает психическое развитие ребенка. В отличие от всякой другой психологии она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст или период развития. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – определенная ступень развития индивида, для которой характерны закономерные физиологические и психологические изменения, связанные со становлением личности, особенностями ее деятельности, общения и воспитания.
Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях “эпохи”, равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возрасты не совпадают. Хронологический или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Детская психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед за Л.С. Выготским правильнее говорить: детская возрастная психология. Л.С. Выготский, А. Валлон, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин были типично детскими психо-логами. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, общая психология – это химия психики, а детская психология – скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными “телами” психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.
|
|
В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль за процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен определить правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей механизмы и динамику развития психики ребенка.