"Росстрах" подвел итоги деятельности по выплате страховых возмещений для граждан, выезжавших за рубеж в 1998-2000 гг.: максимальное количество случаев (38%) пришлось на простудные заболевания, почти половина из них - на самый теплый месяц -август; травмы различной степени тяжести составили 18%, желудочно-кишечные заболевания- 12% (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Виды заболеваний и размеры страховых выплат по ним
Виды заболеваний | Количество заболеваний, в среднем за сезон | Средняя сумма выплат, долл. США |
Простудные | 84,8 | |
Травмы | 272,2 | |
Желудочно-кишечные | 794,9 | |
Стоматологические | 96,5 | |
Органов дыхания | 219,8 | |
Сердечно-сосудистые | 391,3 | |
Аллергаческие | 99,0 | |
Инфекционные | 88,6 |
Услуги по оказанию медицинской помощи по страховым случаям, связанным с желудочно-кишечными заболеваниями, оказались самыми дорогостоящими - в среднем 795 долл. США в каждом случае.
Сезонная динамика страховых случаев определяется спецификой туризма, 58% из них приходится на июль и август. Сумма произведенных по ним выплат превышает 70% общегодовой.
У страховщиков спокойными месяцами считаются зимние (4% общей сумы выплат) и весенние (7,5%)
Вместе с тем основной проблемой становится не получение возмещения, а элементарное незнание туристами порядка действий при наступлении страхового случая. Одна треть из них действовала, не соблюдая указанных в страховом полисе рекомендаций, и на практике это приводило к тому, что лечение переломов и даже простудных заболеваний им пришлось оплачивать за свой счет. Одной из основных проблем простудных заболеваний является несоблюдение туристами общих правил поведения в кондиционированных помещениях. Многие из них, придя с жары, усаживаются под холодную струю воздуха, пребывание под которой даже незначительное время приводит к простуде.
Во многих странах мира обязательным является страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспортных средств. В ЕС, а с 1998 г. и в России, автотуристам необходимо получить такую страховку в виде "зеленой карты", причем размер страховой выплаты зависит от класса автомобиля и продолжительности поездки.
В любой поездке насущной потребностью становится необходимость иметь международный страховой полис, на основании которого можно было бы получить за рубежом качественные услуги, а также произвести их оплату в любой стране мира. В таком варианте услуги по лечению предоставляются по договору между страховой компанией и международной сервисной службой "Ассистанс". Например, имеющим международный страховой полис на весь период пребывания за границей без дополнительной оплаты могут быть предоставлены:
- необходимая экстренная медицинская помощь;
- оплата расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение;
- экстренная стоматологическая помощь;
- услуги по медицинской транспортировке всеми видами транспорта;
- доставка родственников к месту происшествия и обратно;
- квалифицированная юридическая помощь и защита.
В зависимости от срока пребывания за границей и страны выезда туриста страховка будет стоить в пределах 6-40 долл. США.
Следует подчеркнуть, что в страховании туристов и путешественников никакой "добровольности" быть не может, так как здесь от самого туриста практически ничего не зависит и полагаться на "авось" не приходится. Поэтому многие страны идут по пути введения обязательного страхования: при подаче документов на визу требуется предъявить и страховой полис на поездку, иначе виза не будет выдана.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования. В случае, если отсутствуют страховые документы, расходы по оказанию медицинской помощи за пределами территории РФ несет сам гражданин.
Существенные изменения в данный порядок были внесены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в ст. 17 которого указывается: "Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания". Предполагалось, что это положит конец так называемому "компенсационному страхованию", когда туристам возмещали понесенные ими расходы за лечение лишь по возвращении на родину после написания заявления с приложением массы медицинский справок и счетов. При "компенсационном страховании" турист в поездке должен был иметь при себе значительную сумму в валюте, но практика показала, что в 99% тяжелых случаев денег на экстренное лечение все равно не хватало.
Но вопрос о франшизе - сумме, в пределах которой турист оплачивает медицинскую помощь самостоятельно в стране пребывания, остается пока не решенным, поскольку в Законе РФ "О страховании" было предусмотрено право включать франшизу в услуги по медицинскому страхованию. Минимальная сумма страхового возмещения составляет 300 долл. США, максимальная зависит от желания клиента. 30000 евро
Исходя из международной практики, как правило, не подлежат возмещению расходы, понесенные застрахованным туристом, если страховой случай (например, нанесение телесных повреждений) произошел из-за противоправных действий застрахованного или в результате участия туриста в восстаниях, народных волнениях, бунтах, военных действиях, а также будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или при попытке самоубийства. Ни одна страховая компания не оплатит расходов на лечение хронических, психических, венерических заболеваний. Как правило, не будет компенсироваться моральный ущерб, понесенный из-за невозможности по причине болезни участвовать в экскурсиях и других мероприятиях туристской программы. Плата за страхование (страховой взнос) зависит от посещаемой страны, маршрута, продолжительности поездки, суммы страхового покрытия. Возраст также имеет значение, так как чаще всего фирмы отказываются страховать лиц старше 70-75 лет и детей до 3 лет. Некоторые страховые компании стали использовать пластиковые карты, обеспечивающие страхование медицинских расходов при выезде за границу на непродолжительные сроки. Учитывая, что проблема обязательного медицинского страхования для России новая и достаточно сложная, турфирмам и туристам имеет смысл в каждом конкретном случае перед той или иной заграничной поездкой получить консультации и разъяснения в страховых компаниях.
Отсутствует широкая практика страхования ответственности турфирм, застраховаться пока можно лишь от ошибки отдельного работника, если по его вине произошел тот или иной инцидент.
Договорные отношения вообще не подлежат страхованию. К страхованию "невозможности совершить поездку" могут относиться случаи по "не вылету туристов" из-за задержки рейсов, перенесения их сроков, а также случаи, связанные с отказом выдачи туристских виз, в связи с болезнью туриста, гибели его имущества и прочее.
В ряде стран созданы Фонды страхования профессиональной ответственности туроператора:
- в Швейцарии, Чехии, Германии по поручению правительства такие фонды формируют общественные объединения и ассоциации;
- в Великобритании Ассоциация британских туристических агентств (АВТА) принимает в состав своих членов только фирмы с хорошей репутацией, причем членство в АВТА является своеобразной гарантией надежности фирмы. Вступающая компания должна предоставить банковскую гарантию в размере 50 тыс. ф. ст. (80 тыс. долл. США), после чего дополнительно внести определенную сумму наличными, как правило, от 0,5 до 1% годового оборота фирмы. Ежеквартально АВТА проверяет баланс фирмы, при появлении дефицита оперативного капитала требования к ней повышаются, она должна внести дополнительный взнос. Принцип действий членов АВТА в работе со своими клиентами прост: "Ваши деньги гарантированы АВТА".
Нужно также смелее заявлять о необходимости страхования ответственности авиакомпаний перед турфирмами.
По существующей практике ни один банк, ни какой-либо другой финансовый институт не дадут финансовых гарантий, если турфирма не предоставит залог на соответствующую сумму в виде имущества, оборотных средств или основного капитала.
Учитывая немалую степень риска (ответственность не только за турфирму, но и за всю цепочку ее партнеров, включая гостиницу, перевозчика и прочее) большинство страховых компаний не намерены давать такие гарантии даже крупным и известным турфирмам.
Получение виз во многие страны Европы требует наличия страхового полиса, действительного на весь срок поездки. Полис должен быть выдан "надежной и платежеспособной компанией". Страховая сумма не может составлять менее 30 тыс. долл. США. Если семья путешествует вместе, то застрахованы должны быть все ее члены. В страховой договор следует включать возмещение расходов, связанных с внезапным заболеванием, транспортировкой внутри посещаемой страны и возвращением на родину. Данный страховой порядок с 1999 г. ввела Финляндия.