В большинстве цивилизованных стран существует определенный порядок получения возможности осуществлять туристскую деятельность, поскольку она напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей интересы человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство.
Лицензирование туристской деятельности - действенная мера по недопущению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей, защиты прав потребителей, созданию условий для соблюдения как российского, так и зарубежного законодательства.
Но важно не само лицензирование, а тот механизм, который на местах будет поддерживать уровень обслуживания и соблюдение всех лицензионных условий, и в случае рекламаций, при наличии достаточных оснований, принимать необходимые меры в отношении лицензиатов. В течение 1998-2000 гг. в России велась дискуссия о введение раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, однако проблема настолько сложна и многопрофильна, что конкретного механизма раздельного лицензирования выработать пока не удалось. Не удалось, даже несмотря на то, что принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Сложность раздельного лицензирования заключается в отсутствии четких государственных стандартов, позволяющих реально различать на российском рынке туроператора и тураген-та. И еще более важно, чтобы такой ГОСТ забрал бы из чиновничьих рук принятие решения по этой тонкой разнице.
|
|
Правовую основу обеспечения безопасности для потребителя продукции и услуг составляют:
- Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. № 5141-1;
- Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. №5151-1;
- Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).
Указанные нормативные акты определяют, что в целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Госстандарт России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования по безопасности.
С 1 июля 1995 г. Госстандарт России ввел обязательную сертификацию туристских и гостиничных услуг, а также услуг общественного питания.
В данном случае под сертификацией понимается проверка соответствия предоставляемых услуг государственным требованиям, которые направлены на предотвращение ущерба для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Документом, подтверждающим безопасность предоставляемых услуг, является сертификат соответствия, выдаваемый на срок до трех лет. Одновременно предприятие может получить лицензию на использование государственного знака безопасности.
|
|
Сертификация на соответствие безопасности носит обязательный характер для всех субъектов хозяйственной деятельности. Законодательными актами установлен запрет на рекламу деятельности по предоставлению услуг без сертификата соответствия. В Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица и предприниматели могут быть оштрафованы в размере до ста минимальных окладов за предоставление не сертифицированных услуг или несанкционированное использование знака соответствия требованиям безопасности.
Сертификация услуг в России, как и в любой стране мира, осуществляется в целях предупреждения реализации услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества человека и окружающей среды. Она является общепринятым механизмом регулирования отношений в области обеспечения обслуживания населения. Принятие Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" внесло противоречия в юридические нормы, определяющие статус и полномочия органов государственной власти, осуществляющих контроль за безопасностью товаров и услуг. Так, важнейшая норма данного Закона, дающая право этим органам проводить обязательную сертификацию на платной основе одновременно с осуществлением функций государственного управления, в том числе контрольно-надзорных, противоречит ст. 7, 8 и 9
Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ).
Следует отметить, что и критерии классификации и "звезды" в каждой из стран разные, так как отели различаются по уровню сервиса, оборудованию собственного номерного фонда и наличию услуг. Наибольшую популярность имеют пять градаций - по звездам (STAR). Однако следует иметь в виду, что культурно-общественные различия даже в европейских странах так велики, что не позволяют создать единую систему классификации по звездам. Данный вопрос обсуждался на заседании Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1994 г., где было принято решение давать клиентам максимально полную информацию об услугах конкретной гостиницы ввиду невозможности унифицировать "звездочность". Кроме класса гостиницы имеет смысл также выяснять градацию собственно номера.
О наименованиях географических объектов. В равной степени государственное регулирование сферы туризма касается и наименований географических объектов. Федеральным законом "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ устанавливаются правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и их переименования, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составляющей части исторического и культурного наследия России. В Законе используются следующие основные понятия:
1) географические объекты
- существующие (или существовавшие) относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты;
- республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа;
- города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные объекты;
2) наименования географических объектов
- географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания;
|
|
3) становление наименований географических объектов
- выявление существующих наименований географических объектов, присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов;
4) нормализация наименований географических объектов
- выбор наиболее употребляемого наименования географического объекта и определение написания данного наименования на языке, на котором оно упоминается.
Законом закреплены вопросы создания и ведения Государственного каталога географических названий, единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, регистрации и учета наименований и ответственности за нарушение данного законодательства.