Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии

Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравнительной психологией.

Основные направления изучения зооконфликтов:

* осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизни группы);

* биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования).

В работах осоциализированного направления конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; сохранения территории.

В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности.

Наибольшее число работ издано в период 1970-1983 г.г. Последние 10 лет количество публикаций снизилось.

Социология конфликта. Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924-1929 г.г. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. В 1939 г. 18 съезд партии сделал вывод о единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное. С 1989 г. социологи активно исследуют проблему конфликта.

Основные направления исследования:

* конфликты в трудовых коллективах;

* этнические конфликты;

* международные конфликты;

* роль конфликта в семейно-брачных отношениях;

* конфликты и преступность в обществе.

В педагогических трудах в 20-30-е годы рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта. В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним.

В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:

* конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения;

* сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах, как между учителями, так и между директором школы и его подчиненными;

* анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель - родитель

Конфликты также изучаются в военной педагогике, педагогике семейного воспитания.

Исторические науки приступили к изучению проблемы кон-фликта в начале 70-х годов. В 1972 г. были опубликованы монография А. И. Власова и коллектива авторов по проблеме международного конфликта. История фактически изучала войны и конфликты между государствами многие столетия. Однако понятие «конфликт» вводится в научный оборот только в 70-е годы нашего столетия.

В исторической науке конфликт исследуется по нескольким направлениям.

1. Международные конфликты в целом. Работы носят аналитический, обобщающий характер. На основе значительного фактологического материала выявляются закономерности возникновения и развития различных международных конфликтов.

2. Региональные конфликты, где основными субъектами противодействия выступают развивающиеся страны.

3. Конфликты на Ближнем Востоке — публикации составляет более 20 % общего количества работ по проблеме конфликта по истории.

4. Роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов рассматривается рядом авторов как важный фактор в обеспечении стабильности в международных отношениях.

5. Этнические конфликты в центре внимания историков;

6. Межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР. Специалисты пытаются определить пути урегулирования конфликтов, возникших в последнее время на территории России и стран ближнего зарубежья.

С начала 70-х годов проблема конфликта начинает разрабатываться представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств. В динамике публикаций по проблеме конфликта в политической науке можно выделить два периода: 1969-1985 г.г. и
1986 г. – настоящее время. Первый характеризуется небольшим количеством ежегодных публик. Второй период — бурным ростом числа публикаций.

Среди направлений исследований выделяется следующие:

* международные конфликты современности;

* военно-политические аспекты международных конфликтов;

* роль и место сверхдержав в конфликтах;

* конфликты в межнациональных отношениях;

* технологии разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе;

* социальные конфликты и религия.

Рассматривая, конфликт как объект исследования в правоведении, необходимо отметить, что в 20-е годы занимались проблемой специалисты в области права. Издавались большими тиражами законы о порядке разрешения трудовых конфликтов.

Однако в последние 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта. С начала 70-х наблюдается усиление интереса правоведов к этой проблеме.

Рассматриваются основные проблемы:

* международно-правовые аспекты конфликтов;

* конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов;

* правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.

В военной науке проблема конфликта рассматривается недавно. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это журнальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов.

До этого времени, как следует из военного энциклопедического словаря, «Основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне». В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальное явление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:

* разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта;

* роль и место армии в вооруженных конфликтах;

* влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества.

Проблемы конфликта в математических науках.

Необходимо отметить, что впервые в нашей стране попытка математического подхода и описанию конфликтного взаимодействия новых систем была предпринята русским ученым
Г. Ф. Гаузе. Впервые в мире в 1932 г. провел экспериментальные исследования, результаты которых изложил в своих работах в 1933-1934 г.г.

В историческом плане можно условно выделить четыре периода в изучении проблемы конфликта в математических науках:

1-й период: 1933-1934 г.г. (работы Г.Ф. Гаузе).

2-й период: 1965-1974г.г. Проблема конфликта разрабатывалась на основе теории игр. В этом направлении работали американские математики Джо-Фон Нейман и О. Мингерштерн (1944 г.) Их работы на русский язык переведены в 1970 г. Теория игр дала толчок развитию многих направлений в теории принятия оптимальных решений.

3-й период: 1975-1985 г.г. Характеризуется периодическими публикациями. Надежды на то, что с помощью классической теории игр удастся решить сложные конфликты в различных системах, не оправдались. Жизнь оказалась намного богаче, сложнее.

4-й период: 1986 г. — настоящее время. Наблюдается ожив-ление интереса к математическому моделированию конфликтов, состоялся семинар Академии наук Армении по проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления». Защищены первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские. Всего опубликовано 24 работы.

В искусствоведении категория конфликта является одной из центральных. Разработка художественного конфликта в искусствоведении началась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте».

Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино и т.д.

Философский анализ конфликтов. Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по проблеме конфликта является диссертация. И. Ф. Смольянинова - в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют. С 60-х до 80-х философия эпизодически обращается к конфликтам.

Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям:

* моральный конфликт в современном обществе;

* методологические аспекты этнических конфликтов;

* разработка философской концепции социального конфликта.

Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: