Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравнительной психологией.
Основные направления изучения зооконфликтов:
* осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизни группы);
* биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования).
В работах осоциализированного направления конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; сохранения территории.
В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности.
Наибольшее число работ издано в период 1970-1983 г.г. Последние 10 лет количество публикаций снизилось.
|
|
Социология конфликта. Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924-1929 г.г. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. В 1939 г. 18 съезд партии сделал вывод о единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное. С 1989 г. социологи активно исследуют проблему конфликта.
Основные направления исследования:
* конфликты в трудовых коллективах;
* этнические конфликты;
* международные конфликты;
* роль конфликта в семейно-брачных отношениях;
* конфликты и преступность в обществе.
В педагогических трудах в 20-30-е годы рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта. В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним.
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:
* конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения;
* сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах, как между учителями, так и между директором школы и его подчиненными;
* анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель - родитель
Конфликты также изучаются в военной педагогике, педагогике семейного воспитания.
Исторические науки приступили к изучению проблемы кон-фликта в начале 70-х годов. В 1972 г. были опубликованы монография А. И. Власова и коллектива авторов по проблеме международного конфликта. История фактически изучала войны и конфликты между государствами многие столетия. Однако понятие «конфликт» вводится в научный оборот только в 70-е годы нашего столетия.
|
|
В исторической науке конфликт исследуется по нескольким направлениям.
1. Международные конфликты в целом. Работы носят аналитический, обобщающий характер. На основе значительного фактологического материала выявляются закономерности возникновения и развития различных международных конфликтов.
2. Региональные конфликты, где основными субъектами противодействия выступают развивающиеся страны.
3. Конфликты на Ближнем Востоке — публикации составляет более 20 % общего количества работ по проблеме конфликта по истории.
4. Роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов рассматривается рядом авторов как важный фактор в обеспечении стабильности в международных отношениях.
5. Этнические конфликты в центре внимания историков;
6. Межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР. Специалисты пытаются определить пути урегулирования конфликтов, возникших в последнее время на территории России и стран ближнего зарубежья.
С начала 70-х годов проблема конфликта начинает разрабатываться представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств. В динамике публикаций по проблеме конфликта в политической науке можно выделить два периода: 1969-1985 г.г. и
1986 г. – настоящее время. Первый характеризуется небольшим количеством ежегодных публик. Второй период — бурным ростом числа публикаций.
Среди направлений исследований выделяется следующие:
* международные конфликты современности;
* военно-политические аспекты международных конфликтов;
* роль и место сверхдержав в конфликтах;
* конфликты в межнациональных отношениях;
* технологии разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе;
* социальные конфликты и религия.
Рассматривая, конфликт как объект исследования в правоведении, необходимо отметить, что в 20-е годы занимались проблемой специалисты в области права. Издавались большими тиражами законы о порядке разрешения трудовых конфликтов.
Однако в последние 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта. С начала 70-х наблюдается усиление интереса правоведов к этой проблеме.
Рассматриваются основные проблемы:
* международно-правовые аспекты конфликтов;
* конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов;
* правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.
В военной науке проблема конфликта рассматривается недавно. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это журнальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов.
До этого времени, как следует из военного энциклопедического словаря, «Основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне». В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальное явление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.
В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:
* разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта;
|
|
* роль и место армии в вооруженных конфликтах;
* влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества.
Проблемы конфликта в математических науках.
Необходимо отметить, что впервые в нашей стране попытка математического подхода и описанию конфликтного взаимодействия новых систем была предпринята русским ученым
Г. Ф. Гаузе. Впервые в мире в 1932 г. провел экспериментальные исследования, результаты которых изложил в своих работах в 1933-1934 г.г.
В историческом плане можно условно выделить четыре периода в изучении проблемы конфликта в математических науках:
1-й период: 1933-1934 г.г. (работы Г.Ф. Гаузе).
2-й период: 1965-1974г.г. Проблема конфликта разрабатывалась на основе теории игр. В этом направлении работали американские математики Джо-Фон Нейман и О. Мингерштерн (1944 г.) Их работы на русский язык переведены в 1970 г. Теория игр дала толчок развитию многих направлений в теории принятия оптимальных решений.
3-й период: 1975-1985 г.г. Характеризуется периодическими публикациями. Надежды на то, что с помощью классической теории игр удастся решить сложные конфликты в различных системах, не оправдались. Жизнь оказалась намного богаче, сложнее.
4-й период: 1986 г. — настоящее время. Наблюдается ожив-ление интереса к математическому моделированию конфликтов, состоялся семинар Академии наук Армении по проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления». Защищены первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские. Всего опубликовано 24 работы.
В искусствоведении категория конфликта является одной из центральных. Разработка художественного конфликта в искусствоведении началась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте».
Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино и т.д.
Философский анализ конфликтов. Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по проблеме конфликта является диссертация. И. Ф. Смольянинова - в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют. С 60-х до 80-х философия эпизодически обращается к конфликтам.
|
|
Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям:
* моральный конфликт в современном обществе;
* методологические аспекты этнических конфликтов;
* разработка философской концепции социального конфликта.
Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.