Применение методов и методики социальной психологии в конфликтологии

Не всегда удается в ходе психологической диагностики выявить степень внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Исходя из этого один из авторов учебника "Конфликтология" (А. Шипилов) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности. В основу методики положено понимание внутриличностного конфликта и его видов. Выделяется шесть видов внутриличностного конфликта: Мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный и неадекватной самооценки.

Методика позволяет:

· определить степень внутриличностной конфликтности человека;

· выявить наиболее переживаемые типы внутриличностных конфликтов;

· определить основные сферы актуальной внутриличностной конфликтности человека (мотивационная, долженствования, самооценки).

Для проверки надежности методики исследовалось влияние развитости волевых качеств личности на уровень ее конфликтности. Развитость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние проблемы с меньшими проблемами.

Полученные результаты позволили сделать ряд выводов:

· Чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности.

· Чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность, тем ниже острота переживания внутриличностных кофликтов.

· Такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость, характерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности.

· Подтверждено, что люди с развитым интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты.

Исследования показали, что острее переживаются неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро – мотивационные и нравственные конфликты.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что исследование конфликтов выступает важнейшей предпосылкой их предупреждения и разрешения. Один из весьма перспективных методов исследования – системно-ситуационный анализ конфликтов. Понятие "ситуация" довольно широко употребляется как в психологической, так и во многих других гуманитарных науках. Вместе с тем, известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов (1927-1989) отмечал, что в психологической науке на сегодняшний день «… мы пока еще не располагаем достаточно строгими способами и средствами описания ситуации (экспериментальной или жизненной) как системы. Их разработка составляет одну из важнейших задач психологии».

В отечественной наиболее распространено понимание ситуации как системы объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность. По мнению выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна (1889-1960), "ситуация – это лишь один из компонентов, детерминирующих его (человека – авт.) действия". Ситуация объективна, она окружает человека. Однако, отмечая объективность ситуации, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что само присутствие человека в ситуации изменяет соотношение сил в ней. Отношение человека к ситуации определяет, что он находит в этой ситуации, как он ее воспринимает. Разное отношение людей к одной и той же ситуации зависит от того, «какое начало видит как преобладающее в ней и вносит входящий в ней человек. Иными словами, ситуация включает в себя и человека», относящегося тем или иным образом к тому, что в ней происходит.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что "Конфликтная ситуация" – это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека. Конфликты, так же как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Например, анализ конфликтов на территории бывшей Югославии по элементам может иметь следующие варианты. Можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику в течение 10 последних лет. Можно оценивать за этот же промежуток времени политику НАТО на Балканах. Можно изучать конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998г. Все это будет анализ конфликтов по элементам.

Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия затем проводится ее системный анализ. Конфликты на территории бывшей Югославии состоят из многих конфликтных ситуаций.

Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Важным компонентом ситуации являются социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Конфликт в целом может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.

Например, конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие ситуации:

· конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения;

· ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников;

· ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала;

· силовое освобождение заложников;

· следствие по данному делу;

· суд.

Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов разных уровней позволит выявить такие закономерности развития этих конфликтов, которые другими методами установить затруднительно. Этим методом можно успешно пользоваться во всех отраслях конфликтологии.

Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания. К ним относятся:

· анализ – мысленное расчленение изучаемого предмета на основные части или выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого;

· синтез – метод познания, в ходе которого раскрываются место и роль каждого элемента в системе, познается их проявление в предмете как единство многообразного;

· индуктивный метод – общий вывод делается из частных посылок;

· дедуктивный метод – частный вывод из общего положения;

· исторический метод – изучает временный ход развития конфликта, начиная от возникновения и заканчивая его завершением;

· логический метод – данный метод при описании и объяснении конфликтов позволяет избежать ошибок и реализовать логически правильную процедуру разрешения конфликта;

· обобщение – дает возможность выделить как единичное, присущее конкретной конфликтной ситуации, так и общее, характерное для целого ряда конфликтов;

· сравнительный метод – позволяет выделить сходство и различие проявлений конфликтов и дифференцированно управлять конфликтными процессами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: