Методы измерения скоростей движения транспортных потоков

Знание скоростей и режимов движения на маршруте необхо­димо для разработки мероприятий по повышению безопасности и организации движения. Экспериментальный график скоростей движения, построенный по значительному числу наблюдений, яв­ляется более ценным исходным материалом, чем построенный по данным расчета по формулам теории автомобиля, поскольку отражает не только динамические возможности автомобиля, но и особенности восприятия дорожных условий водителями.

Наиболее объективным способом является запись скоростей групп автомобилей пристроившихся к ним автомобилем-лаборато­рией, оборудованным прибором для записи скоростей (метод сле­дования за лидером). Работники дорожно-эксплуатационной службы могут во время служебных поездок производить через 200 м по спидометру запись скоростей, делая в журнале отметки о километровых столбах и характерных предметах на придорожной полосе.

Для получения эпюры скоростей движения наиболее быстрых автомобилей, соответствующих примерно 80—85% обеспеченно­сти, должны быть организованы специальные проезды в периоды малой интенсивности движения автомобиля-лаборатории, управ­ляемого высококвалифицированным водителем, который должен проезжать по дороге с максимальной безопасной по его мнению скоростью. При проезде одним водителем может быть получена сравнительная характеристика отдельных участков маршрута. Для большей объективности в сложных случаях должны быть орга­низованы последовательные проезды на испытательном автомо­биле несколькими водителями, обычно привлекаемыми из числа общественных инспекторов актива ГАИ.

Наиболее удобный и быстрый способ получения данных для построения эпюры скоростей движения — последовательное изме­рение скорости проезжающих автомобилей портативными дистан­ционными радиолокационными приборами, основанными на эф­фекте Доплера. Органы Государственной автомобильной инспек­ции используют для этой цели прибор «Барьер» отечественного производства. Наблюдения следует проводить скрытно, так как некоторые водители, замечая, что проводятся наблюдения, сни­жают скорость и даже предупреждают об этом встречных сигна­лами фар. Более трудоемко фиксирование наблюдателями посред­ством секундомеров продолжительности проезда автомобилями участка известной длины, обозначаемого на дороге створами. При следовании по дороге пачек из нескольких автомобилей измеряют скорость переднего автомобиля, распространяя ее на всю группу.

В целях сокращения числа наблюдателей места расположения створов намечают на таком расстоянии друг от друга, чтобы уловить изменения скорости, связан­ные с влиянием дорожных усло­вий: скорость на участке подхода, где еще не проявляется влияние изучаемого участка; скорость в месте ее наибольшего снижения (середина кривой, верхняя часть подъема, место съезда с дороги или примыкания к ней и др.) или наибольшего разгона автомоби­ля (конец спуска); скорость, ти­пичная для следующего участ­ка, после того как у автомоби­лей установится режим движения.

Для большей точности построе­ния графика скоростей могут быть назначены дополнительные ство­ры, например, в месте уста­новления равновесной скорости потока автомобилей на затяжных подъемах. Места створов первоначально намечают по продоль­ному профилю и плану трассы, а затем уточняют на местности по предварительным глазомерным наблюдениям за режимами и скоростями движения.

На сложных участках дорог, где, кроме скорости, желательно изучить и траектории движения автомобилей при обгонах, впи­сывании в уширения проезжей части у автобусных остановок или заездах на смежные полосы проезжей части в кривых малых ра­диусов, хорошие результаты дает киносъемка с возвышенного места. Скорость определяют по числу кадров, снятых за время проезда автомобилем участка известной длины. При любом спо­собе измерения скорости необходима достаточная повторность наблюдений. Поскольку с увеличением интенсивности движения и сложности осуществления маневров разница в скоростях дви­жения автомобилей уменьшается, число замеров можно умень­шать, следуя таким рекомендациям:

Интенсивность движения, авт/ч <50 50—100 100—200 >200
Минимальное число замеров.... 150 100 50 30

При измерении скорости путем следования за впереди едущи­ми автомобилями число наблюдений можно уменьшить, так как измеренную скорость можно отнести ко всему потоку, кроме об­гоняющих и обгоняемых автомобилей. Как уже отмечалось, такие наблюдения легче всего проводить в процессе деятельности ра­ботников дорожно-эксплуатационной службы. При опытах с проез­дами водителей-испытателей ограничиваются 10—15 повторными проездами.

Скорости в характерных точках обследуемого участка дороги определяют путем статистической обработки материалов наблю­дений — построения кривой распределения и кумулятивной кривой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: