Формы экономической интеграции:
1) Преференциальное торговое соглашение - установление более благопр. торгового режима (создание межгосуд. регулирующих институтов не предусм-ся).
2) Зона свободной торговли - полная отмена таможенно-тарифных и некот. нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами (координируется небольшим межгосуд. секретариатом).
3) Таможенный союз – отмена таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами (действует постоян. межгосуд. орган, создаются дополн. межгосуд. и наднациональные органы по вопросам координации внешней политики в отношении третьих стран).
4) Общий рынок - создание условий для своб движ не только ТиУ, но и факт-в произв-ва – капиталов, рабочей силы, технологий. Координация осущ-ся на периодических совещаниях глав государств, глав правительств, министров (созд межгосуд. секретариат и более разветвлен сис-ма регулирующих меж- и наднационал органов.
5) Экономич. союз – провед-е единой эк, валютн, бюджетн, денежн политики, введ-е единой валюты, учреждение органов наднац регулир-я.
|
|
6) Политич. союз - отказ стран-участниц от нац. суверенитета и образов-е наднац союза на федератив или конфедератив началах.
Выгоды:
• снижение трансакционных издержек;
• устранение валютного риска и неопределенности;
• исключение искажений в относительных ценах и облегчение международных ценовых сопоставлений.
• желание страны-претендента "перенять" (низкие) темпы инфляции валютной зоны;
• снижение издержек эмиссии отдельной национальной валюты;
• стабилизацию валютного курса;
• создание механизма поддержки монетарной и фискальной дисциплины;
• валютную интеграцию как катализатор политической и экономической интеграции;
• создание международной валюты, способной конкурировать с долларом США.
Среди недостатков называют следующие:
• стране необходим темп инфляции, отличный от темпа инфляции внутри ТС;
• потеря возможности использовать валютный курс как инструмент проведения политики занятости и регулирования заработной платы;
• потеря возможности использовать кредитно-денежную экспансию и инфляционный налог для финансирования государственных расходов;
• потеря источника сеньоража при условии выполнения национальной валюты данной страны функции средства платежа в международных экономических отношениях;
• потеря части национального суверенитета.