Последняя фраза конспекта. Против «ереси католицизма»

Вопрос 38. Царство Небесное и Церковь.

Q:Как соотносятся? Тождественны или нет?. A: Предмет обсуждения появился в 19м веке. У протестантов противопоставление видимой церкви невидимой. Отождествление:1) Златоуст 2) Иоанн Кронштадский. Движимые разными мотивами, утверждали тождество. Различия: 1) Конструктивная модель (через образы) по словам ап. Павла: "Церковь есть Тело Христово". (Кол. 1:24) 2)Церковь - богочеловеческий организм, евхаристическая община. Сходства: А. Церковь, как и царство реализуется в конкретных людях. "Царство посреди вас есть". Б. И то, и то именуется Божиим. В. Вступить и туда, и туда можно лишь крещением(ап Павел: Все мы крестились в одно Тело [Кор. 13]).Г. Это Органические явления - все время растут. Притча о зерне гречи и закваске. Д. Посл. к Евреем 12гл. - говорится об обоих, как о торжествующих сил Бога и Духа вокруг Ц-ви. Е. Оба в Святой Троице и их сущность сходна Разница(Не надо разделять эти слова, но надо различать): А. Тайная Вечеря - Христос разделяет время Евхаристии и время царства. Б. Миссионерская задача (учить языцы) является вечной, т. е. вне рамок гос-ва. В. Молитва Г-дня не позволяет отождествлять понятия, тк он говорит о будущем. о. Николай Афанасьев и о. Александр Шмеман: Царство в Церкви Реализуется в Евхаристии, а Евхаристия выражается в тайнопреложении Св. Даров, где говорится о воспоминаниях, о гробе, воскресении, кресте и!Второго паки пришествия!(то бишь не как о воспоминании событий прошлого, а как наступившего). Парадокс - сталкиваемся с памятью о будущем(это Антиномия называется - уже всё и ещё пока нет).

Или вот так*

Все Евангелия сосредотачивают внимание на теме Царствия Небесного. Проблема в Евангелии от Иоанна в отношении Царства: там этого как будто бы нет. Но в одном эпизоде Иисус обсуждает Царство Небесное с Никодимом (3 глава) – формально звучат слова «Царство Небесное». «Если кто не родиться от воды и Святого Духа, тот не войдет в ЦН. И кто не родиться свыше, тот не войдет в Царство». Это было бы противоречием, если бы не было свидетельства, что оборот «Царствие Небесное» является синонимом понятия «жизни» или «жизни вечной». Этот концепт жизни (не биологической, разумеется). + Эпизод с богатым юношей. К экзамену уметь доказать, почему концепт под названием «ЦН» является синонимичном с концептом «жизнь», исходя из этого эпизода. Исходя из этого, Евангелие от Ин целиком и полностью наполнено идеей Царствия Небесного. Итак, на самом деле идея Царства представлена в синоптических евангелиях в явном виде, а у Ин – в таком своеобразном виде – присутствует повсеместно. Уметь доказать, как это видно у синоптиков, как видно у Ин.

Итак, тема Царства – сквозная. А тема Церкви встречается лишь 1-2 раза в одном Евангелии. И то это элементы уникального предания: сохранено только одним евангелистом. Читая Деяния о первых христианах – наоборот. Постоянно говорится о Церкви и совсем нет проповеди Христовой о Царстве. «Перевертыш». Знать к экзамену. Такова постановка проблемы.

1. Проповедь Христа. Сплошняком Царство. О Церкви – 2 слова. 2. Апостольская проповедь. Речь об одной только Церкви. Появляются удивительные образы Церкви: дом Божий, Тело Христово, невеста Христова, столп и утверждение истины. Это – цитаты из проповеди апостолов. Также в Посланиях говорится об организационных моментах построения Церкви. Наглядное противоречие. Проблема Церковь – Царство вытекает из документов. Насыщение пяти тысяч как евхаристическое действо. («…собрать остатки, чтобы ничего не пропало»). Новая общность христиан, превосходящая 12 колен Израилевых, и которая будет судить их. Потомки будут судить своих праотцев. Экклессия. Новая общность людей, людское единство, лишенное этническое очерченности. При всем этом, острота присутствия Церкви, отсутствия «Царства» теряется. Итак, Иисус действительно утвердил Церковь в среде своих учеников и апостолов, без какого-либо систематического декларирования об этом новом явлении. 2 фразы о Церкви весьма обрывочны. «На сем камне созижду Церковь Мою». «Поведаешь Церкви и не послушают в Церкви…». Эти две фразы не повисают в воздухе, снимается контраст между учением о Царстве и о Церкви. Как тогда понимать историю христианства? Царство возвещено, оно настало, оно «посреди и внутрь вас есть», и при этом реальная наличность – это Церкви. Наличность Царства становится как бы неопределенным. Итак, в Евангелиях есть речь о грядущем собрании последователей Христа. Но что делать с этой исторической наличностью? Церковь утверждается, а Царство ожидается? В этом вопросе христианская мысль предлагает концепцию: Церковь Христова и есть земная проекция Царства. И как всякая проекция данная неполноценна, не отображает всего. Подобно тому, как проекция круга может предстать (быть) в виде отрезка – ущербность. Итак, Церковь не исчерпывает Царства, и эти понятия не тождественны.

Церковь – особенная проекция (в сравнении с тем, что апостолы чувствовали на горе Синай и проч.) Она имеет реальное земное устроение, отчетливые очертания. Но в ней есть и тайна и мистика. В ней все собирается, и она все вбирает – как и проекция. По проекции можно восстановить реальный объект. Каждая проекция недостаточна, а вместе они составляют целое.

39. Лицемерие и законничество.

Христос и закон. Проблема противостояние от Евангелия от Ин.

Разница в географии между синоптиками и Ин.

Хронология, топография и богословие священных событий. Картинка.

При наложении становится понятна разница. Одно дело, когда противостоят жители Галилеи и т.д., другое – противостояние членов Синедриона в столице. Эта проповедь отличается характером: синоптики повествуют в основном о нравственных вопросах и проблемах, а характер и особенности обсуждения при противостоянии Иисуса по синоптикам и по Ин. Отличаются в том отношении, что у Ин – это догматические вопросы. 5 глава. Исцеление у Овчей купели. Иисус тут напрямую говорит: «что Отец Мой делает – то и Я делаю». Отец почил в день седьмой (потому израильтяне совершают субботний покой), человек этот оставляет свои дела и промышляет об этом мире, и каждый израильтянин это чувствует и понимает. Иисус нарушает субботу, велев расслабленному нести свой одр на себе – и привлечь всеобщее внимание (явное противоречие). Он это делает, потому что Он един в делах со Своим Отцом. Субботний покой – сегодняшний день, он длится, как и Промысл Бога. Иисус поступает также, как Отец промышляя в мире в своих делах, а не в бездействии. Промысл продолжается. Так и Сын спасает больного в субботний день и распоряжается с его одром, наподобие того, как Отец промышляет о мире в длящийся 7-й день покоя. Все сотворено, а Промысл длится в делах.

Утверждение о единстве Сына с Отцом у синоптиков как бы случайна, у Ин. – закономерна и основательна.

Вопрос 39. Проблема лицемерия и законничества в Четвероевангелии. Общий разбор евангельского противостояния по синоптическим Евангелиям. Обличение книжников, фарисеев, лицемеров (Мф 23). Общий разбор евангельского противостояния по Евангелию от Иоанна.

Христос три раза отвечает на вопрос: что такое закон? И все три раза ответил по-разному. 1. Любовь к Богу и ближнему. 2. Нагорная проповедь. Основной закон нравственности «как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними, об этом есть весь закон и все пророки». 3. Главное в законе – «милосердие, правосудие и вера» (или «суд, милость и вера»).

Критика надежды на праведность. Обличительная речь к книжникам и фарисеям. Семикратное «горе» (возможно, 7-ое привнесено в Ев Мф.) противостоит другому речению: до скольки раз прощать? – До семидесяти семи раз (т.е. до бесконечности). 23 глава. Лицемерие – самый страшный грех. Лицемерие в теме «Христос и закон», именно им прегрешили фарисеи.

Лицемер. Ев Мф – более 10 раз. Человек, который приукрашен. Господь обличает лишенную содержания, внешнюю форму благочестия. Разрыв между тем, что есть и тем, что кажется. Театральность термина. 1. Обличение наложений на людей «неудобоносимых бремен», притом, что те, кто налагает, сам их не соблюдает. Разница между учением и жизнью. 2. Обвинение кажущиеся ревности законников, которая лишь прикрывает то, что они хотят обойти: кто поклянется храмом, тот ничего плохого не делает, а тот, кто поклянется золотом, которое в храме осуждается. Жертва и предмет на жертве. Первое из пар первично и более важно. 3. При ревности о соблюдении закона, у законников речь идет не о соблюдении слова Божьего, а об удовлетворении чувства собственной значимости. 6 Мф. Милость, молитва, пост. Эти добродетели можно творить ради себя, а смысл их исполнения – в том, что делающий это творит ради Бога. Самоочевидность Бога открывается в любви, поэтому человек желает творить добродетель. Скрытое служение самому себе. Итак, законники получают то, чего ждут здесь и сейчас, и им нечего ждать от Бога. Божественный закон не должен исполняться ради себя, иначе это приводит к пребыванию в неправде. Закон есть средство обнаружения союза с Богом, он не сам по себе существенен. А законники ставят закон на службе себе, и закон не только не соблюдается, но обходится и злоупотребляется.

Итак, для иудеев времен Иисуса воля Божья сказывается в законе, номосе. Тора – номос – закон. Второзаконие (девтерономос) – не еврейское, а греческое название книги, последней из пятикнижия Моисея. В еврейском названии не стоит слова «закон», но в своем содержании имеет закон, поэтому название оправдано. Это действительно повторение для иудеев закона Божьего. Книга второзакония в 17 главе сама себя называет «списком закона с книги», «книга закона», там встречается слово «тора». Летопись. 5 книг Моисеевых называются «тора Моисеева». Септуагинта – первый известный перевод Священного Писания с еврейского на греческий. Слово «тора» переведена «номосом». Итак, в иудейской литературе времени Иисуса словом «номос» обозначалось пятикнижие Моисея и им же называлось и содержание пятикнижия Моисея. Содержание это понималось по-разному. Закон понимался как систему предписаний. Примерно 613 предписаний в книге Моисея. 613 разделяется на запреты и предписания, запретов больше. Итак, под законом представлялась система предписаний – положительных и запретительных. Считалось, что если все предписания известны и выполняются, то все благополучно. Вопрос о наибольшей заповеди показывает, что законник стремится добраться до сути.

Два эпизода с законником: один у Мк подтверждает двуединую заповедь Иисуса, другой сам изрекает эту заповедь, а потом искушает Иисуса, спрашивая, кто есть мой ближний? Поиск существа закона говорит о том, что вопрос о нем оставался не решенным и искусительным. Стремление каждого народа и каждого поколения докопаться до главного, понять самый суть закон.

Предписание, заповедь. Каждое из них обрастало комментариями, которые рассматривали разные случаи применимости того или иного. «Галаха» - регламентация всего закона («предание старцев», как сказал Иисус). Эти предания опирались на тору. С 200-ого года христианства началась фиксация устного придания, которым обросло предание закона с ядром в 613 предписания. «Мишна», повторение. «Талмут». «Письменная» и «устная» тора в иудаизме. Радикальная разница, которую обличает Иисус. 1. Спор по поводу умывания рук (Мк, 7). Вторичное действие омовения рук превращается в довлеющее, поэтому Иисус вызывающе отказался соблюсти в общем здравый обычай. Смещение акцента в восприятии закона. Важна не «канва», а возможность обнаружить противоречие между преданием старцев и заповедями Бога. Не формально, но существенное.

Итак, толкование закона давало возможность обойти саму систему предписания. Итак, существо закона не в системе предписания.

Нарушение субботы. Лк 13, исцеление в субботу. С точки зрения системы предписаний, не смертельные случаи должны исцеляться не в субботу. Иисус обличает в лицедействе, лицемерии. Внутреннее противоречие, а не внешнее: можно было подождать до темноты. В Капернауме люди только дождавшись темноты (т.е. наступления следующего дня, конца субботы) начали приводить людей к Иисусу для исцеления – за это Иисус не осуждает, потому что здесь восторжествовал здравый смысл: люди видят силу Иисуса, но одновременно остаются в рамках традиции сами, но и Его не осуждают. Каждый и в субботу должен развязать животное, чтобы оно напилось, а женщину, связанную недугом много лет, нельзя исцелить в этот день. Притча о самарянине: картина «ставится на ноги» - ближний и я, а не наоборот. Каждый нуждающийся есть ближний.

Итак, Иисус строго различает Ветхозаветные заповеди, т.е. тору и галаху – то есть предание человеческое. Более того, утверждает, что содержание торы не исчерпывается ее предписаниями. Его ответы о главном в законе – не предписания, но сублимация закона, которая говорит о его существе и духе. Отвергает галаху. В своей критике Иисус одинок. Рукописи есеева также полны предписаний. Итак, Иисус не противопоставляет толкованию фарисеев свое толкование, не ведет дискуссию о толковании закона, но пытается изменить отношение человека к закону и воли Бога, исключая казуистику.

Вопрос 40. Критика упования на богатство. Осуждение богатых и богатства. О собирании сокровищ. Отличие отношения Иисуса Христа к богатству и бедности от современных Ему представлений. Евангельские «нищие».

Вопрос 41. Тема страдания в Четвероевангелии. Тайна страдания: книга пророка Исайи 52-53. Предсказания о страстях в Четвероевангелии. Крест – орудие спасения. Господь – победитель страдания.

Ключевые слова по поводу страдания Господня, «Сын Человеческий пришел не для того чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь свою как выкуп («лютрон) для многих». Место характеризует отношение Христа к своим страданиям. То, что они будут не ставилось под сомнение. Но их значение выражается именно в вышеприведенной цитате. Тема выкупа. Лютрон (греч.) – денежный эквивалент за кого-то или за что-то. Христос собой являет некий эквивалент «для жизни многих», имеется в виду за всех.

Предсказание о страданиях:
1. Сразу после исповедания ап. Петра у Кесарии Филипповой. Иисус соединяет это событие (исповедание Петром Иисуса как Христа) с предсказанием величайшего позора: Сыну Человеческому надлежит быть распятым и воскреснуть.

Некоторые западные исследователи настаивают на том, что это предсказание было дописано первыми христианами, чтобы представить Иисуса как пророка, который предрек свои будущие страсти, смерть и воскресение. Невозможность полного осмысления подобного предсказания заставило их предполагать позднейшие вставку. Противоестественно: ублажение Петра и сразу предсказание страданий. Литературно неграмотно.

2. Момент схода с горы Фавор, после Преображения. Разговор о страстях между Илией и Моисеем. Абсурд. Только что явился им как Миссия, а после этого говорит о поражении.

Книга пророка Исайи. Самая читаемая среди иудеев. 52-53 главы. Видение раба-отрока Господня. Сравнение с овцой, которую ведут закалывать, стригут, она молчит. Заместительные страдания. Замещение. Многие – все. Этот раб несет на себе эту рану, и таким образом заместительно исцеляет. Безгласный и кроткий.

Образ агнца пасхального. Тоже приносился за многих, за всех. Период исхода. Агнец, принесенный в жертву евреями, заместил собой их первенцев, первенцы же остальных погибли. Выкуп, заместитель. Этот выкуп, правда, «безвозвратный», связан только со смертью. Пасхальный агнец специальным образом потреблялся в пищу. Его нельзя было разделывать, не нарушать костей. «Кость его не сокрушится». Иисусу не потребовалось перебивать голени, он умер сам и быстро. По Ин. Так, жертвенному агнцу тоже кость не сокрушается, он съедается целиком. Соединение образов агнца и действий Иисусу. Хлеб Небесный – плоть Иисуса. Кровь сливалась, за этим следили, потому как считалось, что в крови душа. Ели с кровью язычники. Иисус говорит, что помимо плоти необходимо пить кровь, против чего иудеи не могут не восстать. Это необходимо для установления взаимоотношений подобных отношениям Сына и Отца. Многие ушли, Иисус спрашивает 12: «А вы не хотите ли уйти?». Кульминация – единство тех, кто есть плоть и пьет кровь; этому единству подобно единство Сына и Отца.

Утверждение категорической необходимости креста, в первую очередь для самого Иисуса и для каждого его последователя. «Кто не отвергает себя и не берет крест, тот Меня недостоин». Итак, человек должен вступать в борьбу не с другими людьми, но со злыми духами (приказывает Петру вложить меч обратно в ножны, кто с мечом от меча и погибнет, разве не может он прямо сейчас вызвать 12 легионов ангелов против заведенной толпы, что было бы логичнее, чем драться с ней с помощью одного ножа). «Проклят каждый висящий на древе», это и произошло с Иисусом. Именно этот способ казни требуется от Пилата. «Не повинен я в крови праведника сего». Праведник – подсудимый. Пилат предает римский же принцип презумпции невиновности, умывает руки. Итак, проклятие висящего на кресте в полной мере касается Иисуса, но преодолевается Им через воскресение. Снова образ агнца. Беспомощность. Добровольность. Итак, Иисус действует естественно, не сопротивляется и не поддается, не провоцирует страсти и распятие. В центр естественной жизни врывается борьба добра и зла, в центре которой – Иисус.

Зачем такая категоричность креста? Почему он так необходим?

Последователь Христа как часть Его тела, Церковь как Тело Христово, не организация, но мистическое Тело. Не определение, образ. Тело едино, изъян в одном месте передает боль и остальному. Как и на кресте, прибиты руки и ноги, болит все тело. Чего не скажешь об организации или, в сравнении, с неодушевленной материей, субстратом (1-ая материя по Аристотелю, не обладающая никаким характеристиками, чистая возможность, потенциальность, которая может стать всем, но пока не стала ничем: «сама же материя не познается (Мет, VII)).

Вопрос 42. Эсхатология в Четвероевангелии. Эсхатология синоптических Евангелий; два синоптических апокалипсиса, их тематика, фундаментальное отличие от апокалиптики «межзаветной» литературы. Пришествие Царства, сроки его пришествия. Сравнение со сведениями Евангелия от Иоанна.

Большой апокалипсис – последняя книга НЗ, от Ин.

Малый синоптический апокалипсис – общее синоптическое место 24 Мф, 13 Мк, 17 и 21 Лк. Речь Иисуса. О пришествии Царствия Божия. Фарисеи спрашивают, как его узнать? Невозможно отделить исторические реалии (камня на камне – о восстании 70-о года) от эсхатологического плана. Место беседы: храм или окрестности храма, Елионская гора. Слушатели: ученики. У Мк названа первая четверица.

История падения Иерусалима и рассказ о конце света. У Лк: указание на то, что Иерусалим будет обложен язычниками. Цепочка признаков-катастроф. 1. Катастрофа природная. Потрясение земли, падение звезд. 2. Религиозная катастрофа. Слова о «мерзости запустения на святом месте». Одно из церковных толкований: религиозный культ антихриста, который как Бог восстанет на святом месте. 3. Социальные катастрофы. Войны, моры. 4. Нравственные катастрофы. Умножение беззакония, иссякнет любовь. Сроки неизвестны. «Не знают ни ангелы, ни Сын», только Отец. Тому, кто бдит, будет явлено, что конец приближается. Бдит – не значит боится. Из любви к тому, кто называет себя тати (вор) в нощи. Придет как вор ночью. Для тех, кто бдит любовью, как пять премудрых женщин, ждущих жениха, чтобы послужить, долго. Сроки скрыты от Сына, таким образом Он проявляет свое уничижение, «божественное истощание», по его воле, оно уменьшается до уровня волоса, который вроде как есть, но его нет. Божество истощается во Христе добровольно, чтобы никого не насиловать, а призвать к любовному ожиданию. Тать в нощи.

Критерий Страшного суда. Бдительность делает человека зрячим, а к беспечному последний день приходит как «тать в нощи». Итак, необходимость бдительности в любви. Мф 25. Притча о страшном суде. Все приходят, делятся, пребывают в недоумении. Критерий суда. Отсутствие или присутствие милости. Творящий добро меньшему и не рефлексирующий, делает это для Бога. Это делает человека зрячим по отношению к концу. Конец, также как начало мира, обусловлены духовными, а не календарными причинами. Мир возникает благодаря духовным причинам, и погибнет также.

Вопрос 43. Тайная Вечеря. Установление Евхаристии: события, проблема хронологии. Соотнесение с Пасхой, странствованием по пустыне. Связь с Беседой о Хлебе небесном. Возвещение искупительной смерти. Причастие Жертве Христовой (1 Кор. 11).
1. Синоптические Евангелия говорят о том, что это была пасхальная вечеря. В греч. Текстах: день, предворяющий пятницы, субботнего покоя. Шабат. На пасху полагалось есть ночью, как предки поели ночью и сразу бежали из Египта, пока фараон не передумал. Первый день опресноков – день после пасхального ужина. Но этим мог быть назван и вечер – заход солнца, конец дня, начало следующего.

ИН. День Тайной вечери – точно в канун Пасхи, не в саму Пасху. 18, 28. Иудеи не пожелали войти во двор язычников к Пилату, пустили туда только Христа, потому что хотели есть Пасху.

Синоптики сами себе противоречат в отношении Пасхи. Распятие не могло произойти в первый день Пасхи.

Итак, как может быть Пасха и не пасха? Возможно, праздновали два дня, т.к. невозможно было за один день заколоть такое количество агнцев. Итак, Христос пришел в первый день, заколол и съел агнца, а на второй – по Ин. – на настоящий день Пасхи, претерпевал страсти. Не лучшее объяснение, мягко скажем.

Начало месяца – нарождение луны. Пасха празднуется после весеннего полнолуния, после равноденствия. Нисан должен достигнуть середины.

Итак, изложение Ин, оказывается, что агнец Христов пострадал в тот момент, когда закололи агнецев. В пяток вечером вкушали Пасху, и не входили к Пилату, чтобы не оскверниться. Христа распяли, кость Ему не перебили – все в один момент. Так, ветхозаветное предзнаменование сошлось в одной точке. Момент закола агнца и смерть Христа. Это произошло в пятницу. Итак, богословие подтверждает и объясняет хронологию. Рассказ синоптиков – правилен, вечеря накануне Пасхи, говорит о том, что Евхаристия (Евхаристия вообще отсутствует у Ин). Христос как агнец, приносящий и приносимый. Так, по синоптикам, акцент на исполнение пасхальных предвкушений в Евхаристии. Хронология более убедительна по Ин. Суд не мог заседать в пасхальную ночь, крестьяне не работали в этот день.

Итак, два богословия: богословие Евхаристии у синоптиков и богословие искупительной агнчей жертвы у Ин.

Вопрос 44. Крестная смерть Спасителя. Добровольность смерти Господа. Значение распятия: неотъемлемая часть миссии Господа, искупление, заместительная жертва. Эсхатологическое значение смерти Господа.

Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф. 27:32-66; Мк. 15:21-47; Лк. 23:26-56; Ин. 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.

Как уже отмечалось, крестный путь вел Иисуса за город (ср. Ин. 19:17-20; Евр. 13: 11-12). Случайный прохожий, возвращавшийся с поля, Симон Киринеянин (Мф. 27:32; Лк. 23:26 и, особенно, Мк. 15:21), сыновья которого, Руф (Римл. 16:13), а может быть, и Александр, были известны в пятидесятые годы в Римской Церкви, — донес до места распятия крест, под тяжестью которого Иисус изнемог. Все Евангелисты согласно свидетельствуют, что Иисус был распят между двумя преступниками. Из Лк. (23:32 в контексте) можно вывести, что их привели на Голгофу одновременно с Иисусом. На крестном пути Иисуса сопровождал плач иерусалимских женщин (Лк. 23:27-31). Иисус обратился к ним с словом учения. Он сказал им о тех страданиях, которые их ждут. Он привел то же пророчество Осии (10:8), которое, в конце апостольского века, Тайнозритель применил к последним, временам (Апк. 6:16). Но, обращаясь к иерусалимским женщинам, Иисус думал, вероятно, не столько об эсхатологическом свершении, сколько о разрушении Иерусалима. Когда пришли на Голгофу, Иисусу предложили болеутоляющий напиток, который у двух Евангелистов, упоминающих его (Мф. 27:34; Мк. 15:23), называется по-разному. Однако, оба свидетеля согласны в том, что Иисус отказался его принять: надо думать потому, что хотел умереть в полном сознании.

Когда Иисус был распят, римские солдаты, стоявшие на страже, разделили между собою Его одежду. Согласное свидетельство синоптиков о метании жребия уточняется в Ин. (19:23-24). Четыре солдата поровну разделили между собою одежду Иисуса и метали жребий только о его нешвеном хитоне. Как суд над Иисусом — у первосвященников и у Пилата, — так и Его распятие сопровождалось поношением. Поносили его члены синедриона, которые, в своей ненависти, провожали Его до Голгофы (Лк. 23:35в. и паралл.). Поносили Его солдаты (Лк. 23:36-37; ср. Мф. 27:46-49; Мк. 15:33-36). Поносил Его и один из распятых с Ним разбойников. Общее указание Мф. (27:44) и Мк. (15:32в) конкретизируется в Лк. (23:39-43). Один поносил, другой обратился и услышал от Господа обетование спасения. Что касается народа, то Мф. (27:39-40) и Мк. (15:29-30) свидетельствуют о злословии случайных прохожих (слав. мимоходящии), которые, как таковые, отличаются от первосвященников. В Лк. речь идет не столько о злословии толпы, сколько о ея безучастном любопытстве (23:35а), которое в конце концов сменилось волнением (ст. 48).

Из близких Иисусу, которые были свидетелями Его смерти синоптики упоминают группу людей, стоявших поодаль (Лк. 23:49), при чем особо выделяются женщины, служившие Ему и пришедшие за Ним из Галилеи. Матфей (27:55-56) и Марк (15:40-41) называют их по именам. У подножия креста стояли, по свидетельству Иоанна (19:25-27), Пресвятая Дева, ученик, которого Иисус любил, и еще несколько женщин: две или три, в зависимости от того, отождествляем ли мы или различаем сестру Матери Иисусовой и Марию Клеопову. Заслуживает внимания, что, по свидетельству Ин., Мария Магдалина была в числе предстоящих, а по свидетельству синоптиков, стояла вместе с другими галилейскими женщинами поодаль. Если эти два свидетельства относятся к разным моментам, они могут оказаться вполне совместимыми одно с другим. Увидев у креста Матерь и возлюбленного ученика, Господь усыновил ученика Матери. И с этого часа ученик взял Ее к себе. Эту духовную связь ученика с Матерью запечатлело предание о последних годах Ее жизни.

Пригвожденный ко кресту, Господь сказал несколько слов, которые сохранены разными Евангелистами. Их последовательность не может быть, поэтому, установлена с полною точностью. Тем не менее, нижеследующий порядок представляется наиболее вероятным. По свидетельству Лк. (23:34), первым словом Иисуса со креста была молитва за мучителей, не ведущих, что творят. Эта молитва относилась, прежде всего, к исполнителям приговора, но распространялась, вероятно, и на его виновников (ср. Деян. 3:17; 13:27 и, особенно, 1 Кор. 2:8). Вторым словом могло быть усыновление ученика Матери (Ин. 19:25-27), после чего, по свидетельству того же Евангелиста Иоанна (19:18-29), Господь сказал: "жажду", и к Его устам была поднесена губка, напоенная уксусом. Четвертым словом мог быть ответ Иисуса благоразумному разбойнику (Лк. 23:43), догматическое значение которого заключается в различении Царства Божия и рая, как его предвосхищения после смерти. На просьбу разбойника вспомнить о нем, когда Господь придет во славе Царства, т. е. в неопределенно далеком будущем, Иисус обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. Как уже было отмечено, это учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти, прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Затем Господь испустил вопль богооставленности (Мф. 27:46; Мк. 15:34). Он был выражен словами псалма (21:2), и тем самым, заключал мессианское самосвидетельство, но он знаменовал и предельную точку страдания Иисуса, крайнюю степень уничижения Сына Божия. После этого наступил конец. Евангелист Иоанн передает (19:30) слово совершилось, от того греческого корня, которое говорит о достижении совершенства, в частности, о прославлении Иисуса, к которому ведет путь Страстей, совершелось в устах Иисуса в час Его смерти, приобретает, тем самым, особую значительность. Последнее слово Иисуса, несмотря на вопль богооставленности, было обращено к Отцу. Умирая, Он предал Свой Дух в Его руки (Лк. 23:46; ср. Мф. 27:50; Мк. 15:37). Тогда наступила смерть.

Синоптики свидетельствуют о тех знамениях, которыми была отмечена смерть Иисуса, и которые сообщают ей значение события космического порядка. Это, во-первых, тьма, которая облегала землю от шестого до девятого часа (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23: 44), т. е., по нашему счету времени, от полудня до третьего часа дня, когда воплем богооставленности Господь отметил предельную точку Своего страдания. Лука прямо говорит, что померкло солнце (23:45а). Прекращение тьмы в девятый час, т. е. в час смерти, отвечает Иоанновскому совершилось: в смерти уже брезжит слава. В момент смерти раздралась храмовая завеса. Этот эпизод, которому Евангелисты придавали особое значение, так как он упомянут у всех трех синоптиков (Мф. 27:51а; Мк. 15:38; Лк. 23:45в), не остается без параллелей и в иудейских источниках, где упоминаются знамения, происшедшие в храме, лет за сорок до его разрушения. Завеса отделяла Святое Святых от Святого. Послание к Евреям ясно показывает, что раздрание завесы символически выражало прекращение храмового строя и прехождение Ветхого Завета (9:1-8). Древние христиане связывали этот символ с смертью Иисуса (ср. Евр. 6:19-20; 10:20). Дополнительные подробности сообщает Евангелист Матфей. Он говорит о землетрясении, о восстании из гробов ветхозаветных святых и о явлении их в Иерусалиме по Воскресении Христовом (27:51в-53). Восстание ветхозаветных святых в час смерти Иисуса и явление их по Его воскресении лишний раз свидетельствует о таинственном единстве Страстей и Воскресения. Оно же говорит и об исполнении Ветхого Завета во Христе. По учению Церкви, основанному на свидетельстве 1 Петр. (3:18-20, ср. 4:6), Господь по смерти сходил во ад. На старых православных иконах, Воскресший Христос попирает врата ада и изводит из преисподней Адама и Еву. Об этом говорят и наши песнопения. Римский офицер, присутствовавший при распятии и наблюдавший эти знамения, уверовал в праведность Распятого (Лк. 23:47). По свидетельству Мф. (27:54) и Мк. (15:39), он признал в Нем Сына Божия. Как уже было отмечено, даже толпа, которую привело на Голгофу равнодушное любопытство, возвращалась потрясенная (Лк. 23:48).

Иисус умер раньше, чем распятые с Ним. Распятие на кресте было самою мучительную казнью не только потому, что было сопряжено с большими физическими страданиями, но и потому, что смерть наступала нескоро. Для ускорения смерти применялось перебитие голеней. Оно было отменено Константином Великим тогда же, когда было отменено распятие. В тот день, когда был распят Иисус, ускорение было тем более необходимо, что в следующий великий день, которым начиналась неделя Опресноков, нельзя было оставлять тела распятых на крестах. Это вытекало из закона Второз. 21:23, и иудеи просили Пилата о перебитии голеней распятым. Эпизод известен нам из Ин. (19:31-37). Но голени были перебиты только разбойникам, так как Иисус был уже мертв. Ему один из воинов нанес копьем удар в бок, из которого истекли кровь и вода. Этот факт был, несомненно, известен Евангелисту в точности, так как, повествуя о явлениях Иисуса по Воскресении, он повторно упоминает рану, нанесенную копьем (20:20, 25, 27). По ходу изложения, в этом упоминании не было нарочитой необходимости. Оно объясняется, как историческое воспоминание. Но в том, что Иисусу не перебили голеней, и что из Его прободенного ребра истекли кровь и вода, для Евангелиста раскрылся глубокий смысл: исполнение Ветхого Завета, в его пророчестве делом (Исх. 12:46, ср. выше, стр. 89) и словом (Зах. 12:10) и, может быть, прообразование двух таинств Церкви: Крещения водою и Причащения крови.

Погребение Иисуса, по свидетельству всех четырех Евангелистов (Мф. 27:57-60; Мк. 15:42-46; Лк. 23:50-54; Ин. 19:38-42), было делом тайного ученика, Иосифа Аримафейского. Иосиф был человек богатый (Мф. 27:57) и занимал большое общественное положение. Марк (15:43) и Лука (23:50) называют егосоветником. Это указание надо понимать в том смысле, что он был член Синедриона. Лука говорит, что он не принимал участия в совете и деле их (ст. 51а): речь идет, конечно, о суде над Иисусом. В Мк. (15:43) и Лк. (23:51в) о нем сказано, что он "тоже ожидал Царствия Божия". Это значит, что он был учеником Иисуса, но учеником тайным (Ин. 19:38): он боялся иудеев. В Евангелиях он упоминается только в связи с погребением Иисуса. Но в тот час, когда Иисус умер на кресте, этот осторожный и, может быть, робкий человек проявил исключительное мужество. Он обратился к Пилату за телом Иисуса. По сведениям Евангелиста Марка (15:44-45), Пилат, удивленный столь скорою смертью, приказал сотнику навести справку, и выдал тело только тогда, когда удостоверился, что Иисус, действительно, умер. Иосиф похоронил Иисуса в своем новом гробе (Мф. 27:59-60), в котором еще никто никогда не был положен (Лк. 23:53, Ин. 19:41-42). Погребение было спешное. Его надо было закончить до наступления субботнего покоя (Ин. 19:42, ср. Лк. 23:54). Наряду с Иосифом, только в Ин., упоминается Никодим (19:39 и слл.). Как Иосиф, он был тоже член Синедриона (7:50) и тоже тайный ученик. В начале общественного служения Иисуса он имел с Ним ночную беседу, сохраненную в Ин. (3) и впоследствии пытался защищать Его в Синедрионе (7:50 и слл.). Когда Иосиф снял тело Иисуса с креста, Никодим принес на большую сумму благовоний (19:39). Они вместе помазали и погребли Иисуса (19:40-42). Галилейские женщины были свидетельницами погребения (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Должно быть, они не присутствовали при помазании, так как хотели, по миновании субботы, помазать Иисуса сами (Лк. 23:56-24:1; ср. Мк. 16:1). У гроба была поставлена стража. Солдат дал Пилат, по настоянию Синедриона, во избежание похищения тела учениками. Гроб был запечатан (27:62-66). По Воскресении, те же члены Синедриона подкупили солдат, и они распространили молву о похищении (28:11-15). Молва держалась в Иерусалиме до того дня, когда Матфей писал свое Евангелие (ст. 15). Этою ложью иудеи ополчились против истины, и Матфей ее отметил для характеристики иудеев. Когда Иисус умер, печать на камне и стража у Гроба, действительно, свидетельствовали о смерти.

Из повествования о Страстях Христовых вытекает, что они были органически связаны со всем Его служением. Мало того, что, начиная с перелома евангельской истории, Господь повторно внушал ученикам мысль о Страдающем Мессии. Мы наблюдаем в самих Страстях Христовых деятельное продолжение Его общественного служения. На крестном пути Он обращается с словом учения к Иерусалимским женщинам и, уже пригвожденный ко кресту, принимает покаяние благоразумного разбойника. Как уже было указано, знамения, сопровождавшие смерть Иисуса, сообщают ей значение события космического порядка и позволяют провидеть славу, раскрывающуюся в Страстях и чрез Страсти. Чаяние славы слышится и в словах Иисуса с креста. Так, в опыте Воскресения, раскрылся их смысл для Церкви. В тот час, когда Иисус умер и был предан погребению, о славе не думал никто.

Фактическое положение было таково, что, казалось, Синедрион торжествовал полную победу. Иисус был мертв. Ученики, за единственным исключением Возлюбленного, Его оставили. Последнее служение любви Ему оказали безвестные люди: галилейские женщины и два тайных ученика, занимавших большое положение в иудейском обществе и, может быть, совершенно неизвестных в христианской среде: один был у Господа ночью в самом начале Его служения, другой упоминается в первый и последний раз в повествовании о погребении Иисуса. Погребение было спешное. Со смертью Иисуса и с распадением общины Его учеников, можно было думать, что поднятое Им движение уничтожено в корне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: