Общая характеристика представительной демократии

Представительная демократия – это осуществление власти населением муниципального образования через депутатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования.

Правовой основой представительной демократии является:

На уровне субъектов Федерации: конституции республик, уставы иных субъектов, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ регулирующие порядок образования и функционирования представительных ОМСУ и закрепляющих статус депутатов и выборных должностных лиц МСУ[5];

На уровне муниципальных образований основным актом, регулирующим представительную демократию является устав.

Статус депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица МСУ закреплен в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (ст. 40)

Закон устанавливает следующие основополагающие положения:

— гарантирует условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту их прав, чести и достоинства;

— срок их полномочий не может быть меньше двух лет и не более пяти;

— указанные лица в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или общественной;

— устанавливает их неприкосновенность: они не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации;

— социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации;

— предусматривает возможность их отзыва населением процедура которого устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В большинстве субъектов Российской Федерации действуют законы, регулирующие статус депутата, главы муниципального образования. В них определяются права, обязанности, ответственность указанных лиц, устанавливаются правовые и социальные гарантии их деятельности.


Депутат, равно как и все должностные лица МСУ, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Его работа заключается в следующем:

а) участие в сессии представительного ОМСУ;

б) работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного ОМСУ;

в) работа в избирательном округе, от которого он избран.

В ряде законов субъектов Российской Федерации о статусе выборного лица местного самоуправления регулируются вопросы, связанные с отзывом депутата, главы местного самоуправления.

Вопрос о досрочном отзыве депутата, главы местного самоуправления вправе поставить избиратели. При этом предложение об их досрочном отзыве депутата, главы местного самоуправления не может быть рассмотрено ранее одного года с момента его избрания и позднее шести месяцев до истечения срока полномочий. Основанием для постановки вопроса об отзыве является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Инициатива отзыва может исходить от группы избирателей, собравших не менее 1 процента подписей избирателей соответствующего округа.

Депутат, глава МСУ считаются отозванными, если за это высказалось более половины избирателей, участвовавших в референдуме. Референдум об отзыве проводится в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации о местном референдуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: