Информационные серверы сети Интернет

Закрытой является коммерческая информация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства и сбыта товаров дает предпринимателю конкурентное преимущество на рынке. Право отнесения коммерческой информации к категории "закрытой" принадлежит ее обладателю.

Перечень сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, может быть следующим:

1. Сведения о финансовой деятельности: объемы товарооборота, прибыль, затраты, кредиты и займы; бизнес-планы и стратегические замыслы; стоимость основных средств; финансовые отчеты и прогнозы и т.д.

Маркетинговая информация: исследования рынков товаров и услуг; цены, скидки, условия договоров купли-продажи продукции и сырья; стратегия маркетинга; политика ценообразования, сбыта и продвижения; отношения с потребителями; прогнозы продаж отдельных видов продукции (работ, услуг) и т.д.

3. Технология производства продукции и особенности производственного процесса: сведения о техническом уровне производства; технико-экономическая характеристика продукции; сведения о модернизации ранее применяемых технологий, процессов и оборудования; схемы и чертежи отдельных деталей продукции; размер и размещение производственных помещений и складов; перспективные планы развития производства; сведения о внедрении новых технологий и характеристика таких технологий; номенклатура изделий; состояние основных производственных фондов и оборотных средств; сведения об уровне автоматизации производства; способы упаковки продукции и т.д.

Информация о системе материально-технического обеспечения: потребности предприятия в сырье и материалах; продавцы сырья и материалов и посредники; закупочные цены сырья и материалов; транспортные и энергетические потребности и т.д.

5. Сведения о научных разработках: ноу-хау; программы оптимизации процессов; новые алгоритмы, планируемые для использования при производстве и реализации продукции, и т.д.

Сведения о менеджменте предприятия: порядок принятия и реализации решений; стратегия развития; условия продажи и слияния компаний; сведения о фактах ведения переговоров, предметах и целях совещаний и заседаний органов управления и т.д.

Главным из правовых средств охраны закрытой коммерческой информации является правовой институт "коммерческой тайны".

Запрещенная информация и ее место в системе информационных отношений

Современное общество предполагает высокие темпы передачи, обработки и использования информации, создание новых информационных продуктов. Именно информационные продукты стали наиболее важным звеном и будут в дальнейшем основным элементом, способствующим развитию общества и общественных отношений.

Закономерностью становится востребованность специалистов, использующих в работе новейшие информационные технологии, способных создавать наукоемкие информационные ресурсы. Это предопределяется развитием и становлением нового информационного общества.

По подсчетам ученых, с начала новой эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, повторное удвоение произошло до 1900 г., а третье - до 1950 г.*(1). За последние 50 лет накопление информации выросло более чем в 30 раз. Это явление получило собственное название - "информационный взрыв".

Правовая наука, рассматривая различные аспекты существования информационных общественных отношений и прогнозируя их развитие, устанавливает необходимость создания информационной отрасли права как единого элемента системы российского права.

Научно обоснованной задачей представляется приведение существующей совокупности правовых норм, регулирующих информационные правоотношения, в единую систему через кодификацию информационного права.

Наиболее значительная научная работа в этом направлении проведена при создании Концепции развития информационного законодательства Российской Федерации научным коллективом под руководством И.Л. Бачило*(2).

Как самостоятельный институт права, информационное право должно рассматриваться как единый элемент системы российского права. Развитие этого института предусматривает не только строительство правового и демократического государства, но и обеспечение в этой системе приоритета прав человека как необходимого условия демократизации общества. Право человека на информацию является одним из наиболее глобальных и существенных в современном информационном обществе. Именно поэтому формирование информационного законодательства в Российской Федерации обязано в первую очередь предусматривать защиту всей системы конституционных прав и свобод личности.

Среди ученых не вызывает сомнений наличие несоответствия текущего законодательства об информации существующим правоотношениям, наличие значительных разночтений в понятийном аппарате и "разнобой в понимании предмета отношений в информационной сфере"*(3), несогласованность регулирования информационных правоотношений. Отсутствие реально необходимой отрасли информационного права в национальном праве тормозит развитие российского права вообще и развитие гарантий прав человека в частности.

Например, Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на создание, использование отдельных видов информации и информационных ресурсов и распоряжение ими. Кроме того, законодательно устанавливается юридическая ответственность за право собственности на такую информацию.

К сожалению, в информационном законодательстве запрещенная информация вообще не рассматривается, и лишь в Концепции развития информационного законодательства в Российской Федерации она впервые получает название как вредная и опасная информация*(4). По мнению автора, для обеспечения конституционных прав человека и гражданина при кодификации информационного права институт запрещенной информации должен быть выделен в самостоятельный субинститут, иметь собственную нишу в отрасли информационного права, а потому и научное обоснование.

Демократическое общество устанавливает обязательность существования для человека негативных прав. Свобода и права человека ограничиваются исключительно правами и законными интересами иных субъектов. Права человека могут быть ограничены исключительно в соответствии с Конституцией РФ и исключительно в границах, установленных Основным законом*(5).

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" законодатель предусматривает основные режимы доступа к информации, не устанавливая понятия "правовой режим доступа". Статья 10 Закона устанавливает две основные формы режима доступа: 1) открытая и общедоступная информация, 2) документированная информация с ограниченным доступом. В свою очередь порядок ограничения доступа предусматривает режим информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальную информацию*(6).

Существующее разделение по формам и видам правового режима доступа к информации оправданно, но, как представляется, не является полным, что значительно осложняет фактическое использование человеком конституционного права на информацию. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации приводит к негативным явлениям - от противоправных действий по разжиганию межнациональной розни до преступлений, связанных с нарушением авторских прав.

Одним из примеров такого плана является проблема незаконного распространения авторской продукции. По сообщениям масс-медиа, количество используемых в России пиратских компьютерных игровых программ доходит до 91%. Наибольшее количество информационных правонарушений относится к сфере гражданско-правовых отношений, связанных с защитой авторских прав. В правовом понимании авторские права - это авторская информация, особым образом защищаемая законом.

Однако авторскую информацию невозможно в соответствии с установленными режимами отнести к конфиденциальной информации, так как ее использование регулируется государством, а тем более невозможно признавать государственной тайной, так как право распоряжения информацией принадлежит автору.

Отнесение авторской информации к отдельному правовому режиму доступа к информации устанавливает Гражданский кодекс Российской Федерации, который устанавливает особый, собственный режим - режим ограниченно оборотоспособной информации.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как материальную собственность владельцев. Собственностью государства может быть любая открытая или конфиденциальная информация и, как правило, информация, составляющая государственную тайну. Физические и юридические лица имеют право собственности на открытую и конфиденциальную информацию.

С целью эффективного регулирования информационных правоотношений необходимо установить научно обоснованные и законодательно закрепленные формы и режимы доступа к информации, где основополагающими являются нормы-принципы конституционного права Российской Федерации.

Режим открытой информации. В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" к основным видам открытой информации относятся массовая, экономическая, статистическая, демографическая, метеорологическая, санитарно-эпидемиологическая, справочно-энциклопедическая, а также информация о чрезвычайных ситуациях и о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Материальная ценность открытой информации создается, как правило, за счет бюджетных средств, и право собственности на отрытую информацию принадлежит многонациональному народу*(7). Право создавать, получать, сохранять, использовать открытую информацию не может быть ограничено. Граждане Российской Федерации, юридические лица имеют право бесплатно получать и использовать открытую информацию для удовлетворения собственных потребностей без обязательства обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации*(8).

В плане практического пользования открытой информацией проблемными остаются методы установления для физических и юридических лиц способов получения открытой информации, ответственность за ее сохранение, полноту и достоверность, а также установление условий получения такой информации за оплату нерезидентами России.

Режим конфиденциальной информации. Собственность на конфиденциальную информацию полностью принадлежит субъекту, который создает, сохраняет конфиденциальную информацию, распоряжается ею, а также может использовать и распространять ее по своему усмотрению.

Законодательство предписывает обязанность именно собственнику информации устанавливать режим конфиденциальности, обеспечивать ее сохранность, а также предоставляет право использовать и распространять конфиденциальную информацию по собственному усмотрению*(9). Государство, иные субъекты информационных правоотношений ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в право владения, распоряжения конфиденциальной информацией и ее использование. Позитивное право относит к конфиденциальной информацию о личности, медицинскую, коммерческую, банковскую тайну, тайну исповеди и иную информацию служебного характера или профессиональную тайну (адвокатскую, судебную, нотариальную, тайну следствия и т.д.).

Режим ограничено оборотоспособной информации. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ устанавливается право собственности на отдельные объекты информационных правоотношений для четко определенных физических и юридических лиц при условии обязательного государственного регулирования условий и форм пользования и распоряжения такими объектами.

С одной стороны, собственник имеет все права на объект, который содержит информацию или информационный ресурс, имеет право свободно создавать, использовать, сохранять и распространять информацию, в том числе за плату. С другой стороны, государство заинтересовано в создании такой информации и подобных информационных продуктов, их использовании субъектами предпринимательской деятельности с целью развития научно-технического прогресса и роста экономической мощи страны. Именно поэтому государство особым порядком охраняет права собственников ограниченно оборотоспособной информации, устанавливает особый режим доступа к такой информации и ее использования.

Все объекты авторского права и смежных прав защищаются принудительной силой государства, как и все объекты права промышленной собственности при наличии патента или охранного свидетельства. Таким образом, информация и информационные ресурсы, которые становятся известными государству и доступными для других субъектов, охраняются особым государственным принуждением от несанкционированного использования. Незаконной деятельностью в отношении ограничено оборотоспособной информации признается сохранение, использование, распоряжение информации или информационного ресурса.

Категорически запрещается использование, распространение информации или распоряжение ею иным субъектом, кроме собственника. Исключения возможны только в отдельных случаях, которые прямо предусмотрены законодательством. Режим ограниченно оборотоспособной информации устанавливается для всех объектов интеллектуальной собственности.

Режим государственной тайны (секретная информация). В законодательстве Российской Федерации наиболее разработанным признается субинститут государственной тайны. Четко определены на правовом уровне органы государственной власти, правовые процедуры установления и отнесения информации к государственной тайне, а также возможности и порядок получения субъектами сведений, составляющих государственную тайну.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации*(10). Создать секретную информацию может любое физическое или юридическое лицо. Это предусматривает право и обязанность государства за плату, особым порядком изъять такую информацию у собственника и также из гражданско-правового оборота. При этом государство гарантирует сохранение материальных и нематериальных интересов автора. Стоит обратить внимание, что даже при тоталитарном режиме, где обычным является нарушение прав человека, вознаграждение за создание секретной информации всегда было обязательным и достаточно высоким.

Наличие секретной информации предполагает существование особого, законодательно установленного режима. Каждый гражданин Российской Федерации может получить доступ к секретной информации. Государство признает возможность для каждого физического лица получить секретную информацию, но порядок ее получения, сохранения, использования устанавливается компетентными органами государственной власти. Государство устанавливает, а субъект соглашается на ограничение собственных свобод при получении государственной тайны (собственности)*(11). Государство предусматривает строгую юридическую ответственность за умышленную или неосторожную утрату государственной информационной собственности.

При создании единой государственной информационной системы, "информационного правительства", как того требуют законы демократического общества, возникает необходимость дополнительной правовой защиты секретной информации, которая находится в исключительном пользовании Президента РФ, Федерального Собрания России, Верховного Суда РФ и других высших органов государственной власти России.

Запрещенная информация. Режим существования запрещенной информации не имеет своего конкретного правового закрепления. Тем не менее запреты на отдельные виды собственности, в том числе на определенную информацию, фактически всегда присутствует в системе общественных отношений независимо от воли законодателя и, возможно, общества.

Имущественные и неимущественные права на запрещенную информацию государством не признаются, а пользование такими правами считается противоправным. Кроме того, устанавливается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за создание, использование, распространение запрещенной информации.

Запрещенная информация - это сведения, существующие в какой-либо форме, собственность на которую не признается Российской Федерацией, а ее использование или распространение запрещено принудительной силой государства, установленной в виде юридической ответственности.

Исходя из содержания конституционных норм, к запрещенной информации относится:

- информация о неравенстве конституционных прав граждан по каким-либо признакам;

- информация, направленная против национальной безопасности;

- информация, направленная против национального здоровья;

- информация, направленная против частной собственности;

- информация, направленная против общественного порядка, и неправдивая информация.

Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, государство обязано запрещать создание, сохранение, использование и распространение какой-либо информации, которая нарушает установленное равенство конституционных прав и свобод. Собственность на запрещенную информацию о неравенстве конституционных прав граждан по каким-либо признакам государство не признает, а использование или распространение подобной информации преследует по закону.

Например, статья 282 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду расовой исключительности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Информация, направленная против национальной безопасности. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность*(12).

Любая безопасность, в том числе национальная, предполагает обеспечение политической, экономической, информационной и иной защищенности государства от внешних и внутренних посягательств. Информационная безопасность связана с существованием, как минимум, двух разновекторных направлений.

Первым является обеспечение безопасности граждан, общества, государства от внешних и внутренних угроз, т.е. установление политических, экономических, материальных, организационно-технических и иных гарантий защиты информационных интересов человека, общества, государства. Такая защита предусматривает наличие как технических структур защиты, так и систему правовых гарантий этой защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: