в основе - идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности.
правовое равенство граждан, договорная природа государства, убеждение о равноправии
критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционализма.
на каждом повороте истории определял допустимую степень и характер государственного вмешательства в частную жизнь индивида (внутренняя противоречивость)
настаивая на незыблемой ценности прав человека, либеральная философия во многом игнорировала развитие его прав (опять противоречие Е МАЕ!!!)
Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений:
1). либертализм:
· отрицал возможности внутренних перемен
· любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре, а главную дилемму общественного развития следует видеть в отношениях между планированием (формой тирании) и конкуренцией (символом свободы)
|
|
· плюрализм способен сформировать механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это также может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма
· выход - развитие индивидуализма, частной собственности и свободного рынка
2). неолиберализм:
· адаптировал традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в.
· главное достоинство полит системы - справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности.
· в основе - идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.
· предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.
· чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма
· Известный теоретик Дж. Роулс в книге «Теория справедливости» поставил в центр либеральной доктрины проблему равенства, причем не столько политического, сколько социального, что сблизило эту идеологию с базовыми философскими установками социал-демократии.
Ограниченность теории:
- ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности
- традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека),
- враждебное отношение к интересам различных общностей как к «фикциям» (что спообствует атомизации социума),
- изоляция от природы и других людей, эгоизм потребностей, автономию воли и разума