ГАС «Выборы»

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» – автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума.

При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, в том числе при регистрации избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, а также для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС «Выборы».

При наличии соответствующего оборудования данные протокола избирательной комиссии об итогах голосования сразу после его подписания передаются по телекоммуникационным каналам связи ГАС «Выборы» в машиночитаемом виде в вышестоящую избирательную комиссию, с обязательным последующим представлением в вышестоящую избирательную комиссию первого экземпляра протокола об итогах голосования. Соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС «Выборы» либо отдельных ее технических средств.[13] Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее, в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов депутатов Государственной Думы.

С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей избирательной комиссией протокола об итогах голосования ГАС «Выборы» по телекоммуникационным каналам связи данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются в вышестоящие избирательные комиссии. Это используется для наблюдения за ходом голосования и установления его итогов. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных из информационных центров вышестоящих избирательных комиссий в информационные центры нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС «Выборы», являются предварительной, не имеющей юридического значения, информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов избирателей или комплексов для электронного голосования.

Ко второму экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования прилагается компьютерная распечатка указанного протокола, переданного в непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию и введенного в ГАС «Выборы». Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписью лица, ответственного за их ввод. Введенные в ГАС «Выборы» данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам сети Интернет. При использовании ГАС «Выборы» данные о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, о ходе и предварительных итогах голосования могут доводиться до сведения избирателей по сетям связи общего пользования[14]

Хранение избирательных документов заслуживает внимания. Документы участковых избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, хранятся в охраняемых помещениях и передаются в вышестоящие избирательные комиссии. Документы ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, территориальных избирательных комиссий вместе с переданными им на хранение документами участковых избирательных комиссий хранятся в течение сроков, установленных законодательством РФ. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, и расходовании этих средств, итоговые финансовые отчеты политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, их региональных отделений хранятся не менее пяти лет со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы или возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением избирательных прав граждан РФ, сроки хранения соответствующих документов продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо прекращения уголовного дела в соответствии с законом.

Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, возлагается на председателя, его заместителя и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи указанных документов в вышестоящую избирательную комиссию или в архив либо до их уничтожения по истечении сроков хранения.

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.[15]

Законодатель применяет следующие термины и понятия, тем самым давая им легальные определения:

· база данных ГАС «Выборы» – объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

· безопасность информации в ГАС «Выборы» – состояние защищенности информации в ГАС «Выборы» от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС «Выборы» или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

· информационные процессы в ГАС «Выборы» – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

· информационные ресурсы ГАС «Выборы» – отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы»;

· комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» – совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;

· персональные данные – сведения, которые содержатся в ГАС «Выборы», они позволяют идентифицировать личность гражданина, перечень которых устанавливается федеральными законами;

· системный администратор – специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

· фрагмент ГАС «Выборы» – часть ГАС «Выборы», которая функционирует на территории субъекта РФ и может быть использована отдельно при подготовке и проведении выборов и референдума соответствующего уровня, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

· использование ГАС «Выборы» – применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, при осуществлении иных полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

· эксплуатация ГАС «Выборы» – обеспечение устойчивого функционирования ГАС «Выборы» при ее использовании;

· развитие ГАС «Выборы» – целенаправленное улучшение характеристик ГАС «Выборы» или расширение ее функций;

· электронная цифровая подпись в ГАС «Выборы» – реквизит подготовленного с использованием ГАС «Выборы» электронного документа, предназначенный для защиты этого документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

· юридическая сила документа – свойство документа в ГАС «Выборы», позволяющее, в соответствии с федеральным законодательством, использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий.

Правовой основой использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «О выборах Президента РФ», указанный федеральный закон, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронной цифровой подписи» и иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ЦИК РФ.

Принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» следующие:

1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума;

4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы»;

6) обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий;

7) обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах «ГАС Выборы»;

8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

10) недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет;

11) недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы».

ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории РФ. ГАС «Выборы» применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом. ЦИК РФ является государственным заказчиком ГАС «Выборы», определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы».

Различные избирательные комиссии по-разному реализуют свои полномочия с использованием системы ГАС «Выборы». Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

1) устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума в части, не урегулированной федеральными законами;

2) принимает меры по организации единого порядка использования и эксплуатации ГАС «Выборы» избирательными комиссиями, комиссиями референдума, утверждает регламент перевода ГАС «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов и референдума;

3) устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с выборами и референдумом;

4) устанавливает порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы»;

5) организует и осуществляет контроль за соблюдением единого порядка использования и эксплуатации ГАС «Выборы», а также за соблюдением требований безопасности информации в ГАС «Выборы»;

6) определяет основные направления развития ГАС «Выборы»;

7) утверждает устав Федерального центра информатизации при Цент­ральной избирательной комиссии Российской Федерации;[16]

8) осуществляет иные полномочия;

9) осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ.

Учредителем Федерального центра информатизации является Российская Федерация. Полномочия учредителя Федерального центра информатизации осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ. Центральная избирательная комиссия РФ может передавать часть своих полномочий в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» Федеральному центру информатизации при ЦИК РФ. Цент­ральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».

Полномочия избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» следующие.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

1) обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС «Выборы» на территории субъекта РФ, представление в ЦИК РФ информации о ходе и результатах выборов и референдумов всех уровней с использованием ГАС «Выборы» в установленном порядке;

2) обеспечивает безопасность информации и осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности информации в соответствующих фрагментах ГАС «Выборы»;

3) содействует реализации программы развития ГАС «Выборы»;

4) утверждает положение об информационном центре избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

5) в пределах своей компетенции издает соответствующие акты по вопросам использования и эксплуатации ГАС «Выборы».

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума:

1) обеспечивают использование и эксплуатацию соответствующих комплексов средств автоматизации, представление в избирательную комиссию субъекта РФ, вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума информации о ходе и результатах выборов и референдума с использованием ГАС «Выборы»;

2) обеспечивают безопасность информации в соответствующих комплексах средств автоматизации;

3) в пределах своей компетенции издают соответствующие акты по вопросам использования ГАС «Выборы».

Структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий. В состав ГАС «Выборы» входят:

1) комплекс средств автоматизации ЦИК РФ;

2) комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

3) комплексы средств автоматизации муниципальных, окружных, территориальных избирательных комиссий.

В состав ГАС «Выборы» могут входить комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий для обеспечения их деятельности, в том числе для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Федеральный центр информатизации при ЦИК РФ является государственным бюджетным учреждением, обеспечивающим использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы». Федеральный центр информатизации является юридическим лицом и действует в соответствии с уставом Федерального центра информатизации при ЦИК РФ.

Федеральный центр информатизации:

1) осуществляет организационное, техническое, информационное, методическое и иное обеспечение ГАС «Выборы»;

2) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью информационных центров избирательных комиссий субъектов РФ и системных администраторов;

3) обеспечивает взаимодействие ГАС «Выборы» с информационными системами органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, другими информационными системами;

4) осуществляет функции владения, пользования и распоряжения имуществом, входящим в состав комплекса ГАС «Выборы», согласно целям своей деятельности и назначению имущества в соответствии с федеральным законодательством и уставом Федерального центра информатизации при ЦИК РФ;

5) обеспечивает безопасность информации в ГАС «Выборы»;

6) в пределах своей компетенции издает документы организационного, нормативно-технического и методического характера, заключает договоры и соглашения в установленном порядке;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом Федерального центра информатизации при ЦИК РФ.

Руководитель Федерального центра информатизации при ЦИК РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем ЦИК РФ по согласованию с ЦИК РФ.

Информационный центр избирательной комиссии субъекта РФ является структурным подразделением аппарата этой комиссии и осуществляет эксплуатацию и развитие фрагмента ГАС «Выборы» в целях:

1) технического и информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

2) автоматизации информационных процессов в ГАС «Выборы», реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов и референдума на территории субъекта Российской Федерации;

3) решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в установленном порядке.

Информационный центр избирательной комиссии субъекта РФ действует на основании нормативных правовых актов ЦИК РФ, нормативных правовых актов избирательной комиссии субъекта РФ, организационных, нормативно-технических и методических документов Федерального центра информатизации.

Системный администратор организует и осуществляет работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Системные администраторы, обеспечивающие эксплуатацию комплексов средств автоматизации в избирательных комиссиях, комиссиях референдума субъектов РФ, территориальных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, являются работниками информационных центров избирательных комиссий субъекта РФ и государственными служащими субъекта РФ. Деятельность системного администратора, обеспечивающего эксплуатацию комплексов средств автоматизации в окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляется на основании срочного трудового договора, заключаемого с соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ на период избирательной кампании. Системный администратор проходит подготовку и переподготовку на право эксплуатации комплексов средств автоматизации, получает сертификат в порядке, установленном Федеральным центром информатизации.

Законодатель определяет условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС «Выборы».

1. Документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами.

2. Электронный документ, подготовленный с использованием ГАС «Выборы», приобретает юридическую силу после его подписания электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц.

3. Протокол, сводная таблица об итогах голосования, иные сводные документы, подготовленные в электронном виде с использованием ГАС «Выборы», приобретают юридическую силу после обязательной проверки в установленном порядке с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ.

Рассмотрим, как обеспечивается достоверность документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы». В ГАС «Выборы» вводятся данные документов на бумажных носителях и подписанные электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц данные электронных документов. В процессе ввода в ГАС «Выборы» данных документа на бумажном носителе формируется электронный документ, который подписывается электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц. Соответствие данных электронного документа данным документа на бумажном носителе подтверждается компьютерной распечаткой, которая подписывается соответствующими должностными лицами и приобщается к отчетной документации. Факт ввода данных в ГАС «Выборы» и формирование электронного документа, подписанного электронными цифровыми подписями, фиксируются в специальном журнале.

Передача электронных документов в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума с использованием ГАС «Выборы» осуществляется исключительно после проверки достоверности и подлинности электронных цифровых подписей, проставленных на каждом передаваемом документе, с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей. Результаты проверки подтверждаются компьютерной распечаткой протокола проверки. Распечатка подписывается должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт передачи данных в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума фиксируется в специальном журнале нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума.

Подлинность электронных цифровых подписей, проставленных на каждом электронном документе, полученном вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума от нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, проверяется с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей. Факт проверки достоверности полученных электронных документов подтверждается компьютерной распечаткой протокола проверки. Распечатка подписывается соответствующими должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт проверки фиксируется также в специальном журнале.

Перечень и формы документов, подлежащих вводу в ГАС «Выборы», обработке в ГАС «Выборы» и выводу из ГАС «Выборы», порядок оформления, представления, передачи и получения данных документов, порядок применения электронной цифровой подписи устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами ЦИК РФ.

Охарактеризуем информационные ресурсы ГАС «Выборы». Прежде всего – это правовой режим имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации. Имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью. Имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, передается Федеральным центром информатизации избирательным комиссиям субъектов РФ по договору безвозмездного пользования в составе и количестве, которые необходимы для решения задач ГАС «Выборы» на территории соответствующего субъекта РФ. Изменение состава имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации (пополнение, модернизация или замена отдельных частей, элементов и другие изменения), осуществляется по решению Федерального центра информатизации при условии сохранения целостности и работоспособности как фрагмента ГАС «Выборы», так и в целом ГАС «Выборы». Порядок учета имущества, входящего в состав ГАС «Выборы», устанавливается федеральными законами и нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии РФ. Авторские права на средства программного обеспечения и на базы данных ГАС «Выборы» регулируются федеральными законами.

Обеспечение размещения и эксплуатации комплексов средств автоматизации. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов (по месту размещения комплексов средств автоматизации) обеспечивают предоставление соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума по договору безвозмездного пользования оборудованных средствами связи и энергоснабжения служебных помещений для размещения и эксплуатации комплексов средств автоматизации, охрану и условия безопасного хранения и эксплуатации этих комплексов в соответствии с установленными нормативами.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

2) информацию о ходе и об итогах голосования;

3) картографическую информацию об административно-террито­риаль­ном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами ЦИК РФ.

Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы»: информационные ресурсы ГАС «Выборы», независимо от уровня и способа их формирования и использования, являются государственной собственностью. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, независимо от уровня и способа их формирования, являются федеральными информационными ресурсами. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, формируются, хранятся и используются в условиях конфиденциальности.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета, являются федеральными информационными ресурсами. К федеральным информационным ресурсам относятся также информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения указанных федеральных информационных ресурсов, доступа к ним, их использования устанавливается ЦИК РФ.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ, за исключением информационных ресурсов ГАС «Выборы», сформированных при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ, находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ и являются информационными ресурсами совместного ведения. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения информационных ресурсов совместного ведения, доступа к ним, их использования устанавливается ЦИК РФ по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств бюджета субъекта РФ, являются информационными ресурсами субъекта РФ. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения информационных ресурсов субъекта РФ, доступа к ним, их использования устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ.

Работы по формированию, передаче, копированию, тиражированию и хранению информационных ресурсов ГАС «Выборы», обеспечению доступа к ним проводятся Федеральным центром информатизации,
информационными центрами избирательных комиссий субъектов РФ,
окружными, территориальными избирательными комиссиями, комиссиями референдума в соответствии с установленным порядком.

В случае нарушения целостности или утраты составляющей части информационных ресурсов ГАС «Выборы», искажения содержания таких информационных ресурсов соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума и информационные центры избирательных комиссий субъекта РФ принимают меры по восстановлению утраченной части и содержания информационных ресурсов за счет средств виновной стороны, устанавливаемой в предусмотренном федеральными законами порядке.

Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы»,
содержащим персональные данные, имеют:

1) члены ЦИК РФ, члены избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

2) граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

3) должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами.

Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата Центральной избирательной комиссии РФ, работники Федерального центра информатизации.[17]

Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ГАС «Выборы». Основными мерами защиты являются:

1) сертификация ГАС «Выборы», а также средств ее защиты в порядке, установленном федеральным законодательством;

2) применение сертифицированных специальных программных средств и лицензионных программных средств общего назначения, а также сертифицированных технических средств и средств связи;

3) исключение несанкционированного доступа к ГАС «Выборы»;

4) обеспечение подлинности и целостности информации в ГАС «Выборы»;

5) защита информации при ее передаче по сетям связи;

6) специальная всесторонняя проверка готовности ГАС «Выборы» и ее фрагментов перед подготовкой и проведением выборов и референдума;

7) применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной документации;

8) организация и проведение работ по обеспечению сохранности и работоспособности комплексов средств автоматизации;

9) подготовка работников, подтвержденная сертификатом о праве эксплуатации комплекса средств автоматизации;

10) установление ответственности за нарушение правил использования и эксплуатации ГАС «Выборы» и ее фрагментов.

Работы по обеспечению безопасности информации в ГАС «Выборы» проводятся организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности.

Обмен информацией в ГАС «Выборы» осуществляется с использованием ресурсов сети связи общего пользования, ведомственных и иных сетей связи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Операторы сетей связи, ресурсы которых используются для обмена информацией в ГАС «Выборы», несут ответственность за качество оказываемых услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Контроль за использованием ГАС «Выборы»: при использовании ГАС «Выборы» в целом, отдельных ее фрагментов, комплексов средств автоматизации при подготовке и проведении выборов и референдума избирательная комиссия, комиссия референдума образует группу для контроля за использованием ГАС «Выборы», фрагмента ГАС «Выборы», комплекса средств автоматизации. В состав группы контроля входят члены соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и члены соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля. Группа контроля осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, иных нормативных правовых актов, регулирующих использование ГАС «Выборы».

Группа контроля имеет право:

1) проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС «Выборы»;

2) следить за соблюдением требований инструкций и других документов ЦИК РФ и Федерального центра информатизации по использованию ГАС «Выборы», в том числе комплексов обработки избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

3) знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее, передаваемой в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума по сетям связи, а также с иной информацией, необходимой для осуществления контрольных функций;

4) контролировать правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий, комиссий референдума и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии;

5) сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации;

6) требовать разъяснения действий у работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

7) следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий, например записями в журнале, актами, компьютерными распечатками, заверенными подписями членов группы контроля;

8) привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля;

9) обращаться в соответствующий информационный центр с предложениями и замечаниями.

В случае выявления неправомерных действий или бездействия и других нарушений работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, группа контроля незамедлительно информирует о них председателя соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и вносит свои предложения по их устранению. Результаты проводимых группой контроля проверок отражаются в отчетной документации информационного центра. Доступ в помещение информационного центра избирательной комиссии наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществляется по решению председателя или секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованному с руководителем группы контроля. Контроль за работой комплексов средств автоматизации в период между выборами и референдумом осуществляют соответствующие избирательные комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: