1. НД ‑ недоверие к людям, вещам, ситуациям.
Любые достижения, любой успех стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость. От 1 до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.
2. Д – депрессия.
Проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии.
3. У ‑ уход в себя.
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства симпатии, любви.
4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым.
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
5. ВВ ‑ враждебность по отношению к взрослым.
Проявляется в различных формах неприятия взрослых, от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 – полная, неуправляемая, привычная враждебность.
6. ТД ‑ тревога по отношению к детям.
Беспокойство и неуверенность ребенка за принятие себя другими детьми; нравится ли он другим детям, и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
7. А – недостаток социальной нормативности (асоциальность)
Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие старания понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 – у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 – отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах. 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
8. ВД ‑ враждебность к детям.
Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.
9. Н – неугомонность, неусидчивость.
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
10. ЭН – эмоциональное напряжение.
Признак эмоциональной незрелости, ведущий в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявление тревожности в поведении, склонность к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости; 6-7 – о серьезных страхах; 8-10 – о прогулках и непунктуальности.
11. НС ‑ невротические симптомы.
Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения. Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний.
12. С ‑ неблагоприятные условия среды.
Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего связанной с семейным окружением.
13. СР ‑ сексуальное развитие.
Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.
14. УО – умственная отсталость.
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
15. Б ‑ болезни и органические нарушения.
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.
16. Ф – физические дефекты. Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.