Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Курс по истории русского изобразительного искусства является составной частью дисциплины «История культуры и искусства»

Цель и задачи курса. Курс по истории русского изобразительного искусства является составной частью дисциплины «История культуры и искусства», читаемой на первом курсе консерватории для всех специальностей. Изучение данного курса — важная часть высшего музыкального образования, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем специальностям консерватории.

Изучение развития национального искусства есть необходимое условие постижения духовной культуры и общественно-исторической эволюции Отечества. Эта дисциплина дает студентам обильный материал для понимания развития музыки в широком творческом и социальном контексте. У студентов складывается представление о меняющемся характере, эстетических задачах и смысле искусства. Изобразительное искусство есть «знаковая транскрипция» человеческого познания, обусловленная общественными, национальными, религиозными, политическими представлениями эпохи. Студенты обучаются выявлять «стилевое чувство» каждого исторического периода. Так, в развитии русского искусства последовательно сменяются иконописный канон, нормативная эстетика, романтизм и натурализм, авангард и идеология, модерн и постмодерн. Важно и постижение национальной идентичности, при уникальном положении русской культуры между «Востоком» (Византией) и «Западом» (Европой). Периодизация русского искусства связана с особенностями развития международных процессов и отечественным своеобразием.

Изучение курса даст студентам возможность глубже воспринять роль и место национального искусства в социо-культурной динамике мирового процесса, представить вклад отечественных мастеров в тезаурус гуманистической культуры человечества. Курс призван помочь в формировании широкого идейно-эмоционального горизонта нашего современника — деятельного участника новейшего творческого развития.

Требования к освоению курса. После изучения курса истории русского изобразительного искусства студенты должны будут понимать общие закономерности эволюции отечественной культуры и основные ее этапы; знать главные художественные памятники различных периодов, их важнейшие стилистические характеристики, идейное содержание и историческое значение. Сравнивая произведения русского искусства с современным им материалом западноевропейской (и в отдельных случаях, американской) культуры, студенты научатся понимать остроту и актуальность общих философских, мировоззренческих проблем духовной жизни, вместе с тем, оценивая своеобразие национального творческого видения. Исследуя памятники, студенты должны овладеть основами методологии их научного исследования — в связи с историческим и социально-культурным контекстом соответствующей эпохи. Предполагается, что студенты освоят терминологию и начатки стратегии искусствоведческого и культурологического описания/ анализа, смогут на основе такого анализа выстроить свое понимание концептуального содержания главнейших эпох в развитии отечественной культуры, их духовного богатства и стилистического разнообразия. Специфика подготовки студентов музыкального ВУЗа требует владения широким историко-культурным кругозором, обладания определенной эрудицией относительно развития смежных сфер культурного процесса. Это обогатит собственные творческие способности студентов, их представление об отражении в искусстве насущных общечеловеческих проблем. Важнейшие памятники изобразительного художества подчас выступают как «культурные симптомы эпохи» (выражение Э. Панофского), концентрированно выражая интеллектуальные усилия своего времени; от сопоставления с современными им музыкальными произведениями, согласно концепциям современной науки, следует ожидать взаимного «разъяснения», смыслового и эмоционального обогащения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1. Средневековое русское искусство

Тема1. Искусство Руси «домонгольского» периода X-XIII вв.

Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства XIV-XVI вв.

Тема 3. Искусство Московского царства XVI-XVII вв.

Раздел 2. Русское искусство эпохи Просвещения

Тема 4. Русское искусство первой половины XVIII века

Тема 5. Русское искусство второй половины XVIII века

Тема 6. Академия художеств XVIII – начала XIX веков и нормативная эстетика

Раздел 3. Русское искусство периода романтизма и натурализма

Тема 7. Русское романтическое искусство (первая половина XIX века)

Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)

Тема 9. Русское искусство «натуральной школы» (1850-1870-е гг.)

Тема 10. Русская «национальная школа» в искусстве (1870-1890-е гг.)

Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр

Тема 12. «Русский модерн»: стилистические поиски мастеров 1880-1900-х гг.

Раздел 4. Русское искусство периода модернизма и постмодернизма

Тема 13. «Серебряный век» русского искусства (1890-1910-е гг.)

Тема 14. Искусство русского авангарда (1910-1930-е гг.)

Тема 15. Русское советское искусство «сталинской эпохи» (1930-1950-е гг.)

Тема 16. Позднее советское искусство (1960-1980-е гг.)

Тема 17. Постсоветское русское искусство (1980-2000-е гг.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: