Анализ результатов ранжирования проблем развития города позволил таким образом определить приоритеты развития его подсистем: 1) производственная сфера; 2) финансово-экономическая сфера; 3) городское хозяйство; 4) социальная сфера; 5) управленческая сфера. В результате возник следующий «Перечень стратегических идей развития города».
1. Производственная сфера
1.1. Создание городской лизинговой компании, определение ее структуры и разработка источников финансирования.
1.2. Создание нормативно-правовой базы в области энергосбережения, в том числе:
• введение нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов;
• разработка штрафного налогообложения предприятий, допускающих ненормативное расходование ресурсов;
• создание системы сертификации оборудования по энергопотреблению,
1.3. Разработка совместно с инвестиционными компаниями каталога предприятий, включающего перечень продукции, состав оказываемых услуг, сведения о наличии свободных мощностей, сведения о движимом и
|
|
недвижимом имуществе, аналитическую информацию по развитию производства, свертыванию производства, наличию новых разработок.
1.4. Разработка целевой программы по развитию общественного пассажирского транспорта.
1.5. Создание регионального инновационного центра, осуществляющего разработку и реализацию антикризисных программ.
2. Финансово-экономическая сфера
2.1. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета города.
2.2. Совершенствование организации межбюджетных отношений на основе пересмотра и утверждения долгосрочных нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет.
2.3. Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций г. Кирова.
2.4. Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города.
2.5. Разработка механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий.
3. Городское хозяйство
3.1. Разработка генплана развития города на период до 2020 г.
3.2. Реализация программы «Ветхое жилье» на основе ипотечного кредитования, альтернативных вариантов ускорения строительства и упорядочения разрешительной документации.
3.3. Разработка программы мобилизации собственных инвестиционных резервов городского хозяйства за счет новой амортизационной политики и переоценки основных фондов для поддержания и развития материально-технической базы ЖКХ.
3.4. Внедрение современных технологий и материалов в дорожном строительстве с использованием литого и вибролитого асфальтобетона и ресурсосберегающей технологии на основе срезки и повторного использования асфальтобетона.
|
|
3.5. Децентрализация систем теплоснабжения, автоматизация тепловых пунктов и узлов за счет устройства автономных котельных.
3.6. Разработка программы утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов.
3.7. Поиск альтернативных источников водоснабжения и внедрение новых методов очистки.
3.8. Разработка программы экологического воспитания населения.
4. Социальная сфера
4.1. Разработка городской информационно-аналитической системы (паспорта административной единицы) учета населения, нуждающегося в адресной социальной помощи.
4.2. Принятие минимального городского социального стандарта здравоохранения и контроль за его выполнением.
4.3. Разработка правового обеспечения развития научной, образователь-ной и инновационной деятельности в городе.
4.4. Сертификация управленческих кадров социальной сферы. Определение общественно необходимых затрат на виды социальных услуг из всех источников.
4.5. Обеспечение формирования городского бюджета на основании социальных стандартов и норм.
4.6. Резервирование рабочих мест для выпускников вузов и введение квот для социально незащищенных групп со штрафными санкциями за их несоблюдение.
5. Управленческая сфера
5.1. Упразднение районного звена управления городом и перераспределение функций между городской администрацией и органами местного самоуправления.
5.2. Активизация экономических рычагов регулирования процессов, проходящих в различных сферах жизнедеятельности города.
5.3. Переход на целевое комплексное планирование и развитие имущественных отношений.
5.4. Постепенный перенос тяжести в финансировании общественных услуг на потребителей.
5.4. Заключение генерального соглашения с областной администрацией о распределении компетенции в вопросах управления на территории г. Кирова.
Вместо заключения
Почему «вместо заключения», а не «заключение»? Прежде всего, потому, что дело-то только разворачивается. Хотя и то сказать: ведь в России первой, хотя и малотиражной книге по маркетингу территорий исполнилось целых 10 лет. Да и я, автор, опубликовал свою первую работу по этой проблематике уже семь лет назад.
О том, что и как могло быть сделано, что и как получилось в жизни, какие ростки направления «маркетинг территорий» уже вышли в свет, — в этой книге уже написано. Плохо ли, хорошо ли, — судить читателям. Почему я не всегда высказывал свое мнение по поводу того, о чем писал? Потому, что благославлять явно рано (и не в этом моя роль), да и критиковать, по-моему, — тоже рано. Пусть подрастет эта поросль!
За одно уверен на 100%: об этом нужно писать, и это нужно делать. Авот что не сделано?
Да, уже очень многие руководители территорий и наслышаны о маркетинге, и неплохо к нему относятся. Но реализуется ли им собственно маркетинговый подход к своей работе, видна ли ориентация на конкретные целевые группы потребителей территории?
Да, SWOT - и SNW-анализ — уже далеко не абсолютная экзотика в управлении территориями. Но крайне мало проводится серьезных, масштабных и по-хорошему скрупулезных маркетинговых исследований территорий. Не обосновывается репрезентативность выборки. Вы только всмотритесь в результаты опросов, то и дело идущих по телевидению: они что, отражают мнения всех слоев населения? Ни в коей мере! Разве что завсегдатаев телеэкрана. И меньше всего — мнения деятельных, активных слоев. А ведь этим опросам кто-то верит...
Да, есть базы определенных данных, и по ним создаются рейтинги, расставляются по ранжиру территории. Да, проводятся супер-пупер-мероп-риятия, благодаря которым о той или иной территории сутки-двое говорит страна, а то и весь мир. Да, создаются новые подразделения и коллективы с экзотическими «маркетинговыми» названиями при администрациях разных уровней, и они выдают на-гора «проекты концепций стратегии» и «стратегические маркетинговые планы». Но по-хорошему надо бы увидеть: а как соотносятся полученные результаты с затрата-
|
|
ми, какова эффективность всех этих мероприятий? Ведь только тогда в эту деятельность можно будет обоснованно вкладывать деньги и формировать полноценные бюджеты маркетинга - в расчете не на отдельные всплески активности, а на серьезную поступательную работу.
Авот серьезных маркетинговых служб — практически нет. И бюджетов маркетинга территорий, в общем-то, — тоже нет. А эффективности хочется. Но так не бывает: под лежачий камень вода не течет. На самом-то деле все просто и вместе с тем сложно: работать надо.
Нельзя не видеть и еще один серьезнейший пробел: если про маркетинговую деятельность городов, и особенно мегаполисов, написано уже немало, то рецептов для сельских муниципальных образований практически нет, и маркетинг территорий перед ними в большом долгу.
Когда у себя на работе в Российской академии государственной службы при Президенте РФ я заканчиваю очередную лекцию по маркетингу территорий, я вижу горящие глаза, я слышу подтверждение своих мыслей, я узнаю новые детали дальнейшей истории собственных примеров и знакомлюсьс новыми примерами из жизни.
Но уже хочется большего. Хочется уже не эмоций, а (о ужас!) техполо-гизма. Хотя и методологические вопросы забывать нельзя. Давайте развивать маркетинг территорий вместе! Ведь мы, живущие на территориях, от этого только выиграем!