В настоящее время большое влияние приобрела точка зрения на строение мирового хозяйства, как состоящее из центра мировой экономики и ее периферии (центропериферическое строение). Рассмотрим, в чем ее сущность и каким образом устроены взаимоотношения между этими составляющими мирового хозяйства.
Центр составляют развитые страны и мегаполисы, а периферию остальной мир. В центре сосредоточены основные интеллектуальные, информационные и финансовые ресурсы человечества, а страны периферии специализируются в основном на массовом производстве стандартных товаров (товаров массового спроса), аграрном производстве, добыче и переработки полезных ископаемых.
В странах центра проживает немногим больше 1 млрд. населения мира и неплохо проживает, поэтому за ним закрепилось название «золотой миллиард».
Бедность и специализация на низкоквалифицированных и дешевых работах стран периферии позволяет концентрировать в центре ресурсы для развития науки и новых технологий. Странам периферии, в том числе и России, следует стремиться попасть в группу стран центра.
|
|
Между центром и периферией сложились определенные экономические отношения, которые можно представить в виде схемы. (см.рис. 1).
Транснациональные корпорации | . | Прямые иностранные | ||||
инвестиции | ||||||
Наукоемкие товары | Развивающиеся страны, периферия | |||||
Развитые страны, | и технологии | |||||
Товары массового | ||||||
центр -"золотой миллиард" | производства и сырье | |||||
Заемный капитал | ||||||
Проценты по кредитам | ||||||
Фондовый рынок | Портфельные инвестиции | |||||
Рисунок 1.- Товарные и финансовые потоки в мировой экономике
Жизненно важно выбрасывать на рынок все новые и новые товары, поскольку производство именно таких товаров наряду с разнообразными услугами стало специализацией развитых стран. Производство товаров, становящихся традиционными и массовыми, переводится по каналам транснациональных корпораций в страны с дешевой рабочей силой.
Для новых товаров нужно постоянно обеспечивать рынки сбыта, а для этого необходимо изменить образ мысли и жизни людей, превращая человека разумного в человека экономического, помешанного на потреблении все новых и новых товаров. И здесь опять выручают СМИ, мода и реклама. Кстати, в мире ежегодно на рекламу тратится около 1 трлн. долл. и, по всей видимости, не зря.
|
|
Однако для выгодного обмена недостаточно поднять цены на свои товары, нужно еще и относительно обесценить чужие. В соответствии с этим правилом всевозможными способами занижаются цены на товары развивающихся стран: сельскохозяйственную продукцию, сырье, энергоресурсы и рабочую силу. Здесь используются разнообразные методы политического и экономического давления. Вот совсем недавний пример. После взлета цен на нефть в начале 2000 г. США добились от ОПЕК увеличения квот на продажу нефти и значительного снижения цен, угрожая упорствующим отказом в экономической и военной поддержке. Заметим, что считающаяся сейчас "справедливой" цена в 23-24 долл. за баррель с учетом прошедшей за четверть века инфляции соответствует примерно 2,5 долл. за баррель в ценах 1972 г. А это значит, что развитым странам удалось вернуть цены на нефть к уровню, с которого начался энергетический кризис.
Напомним, что в 90-е годы цена на нефть доходила и до 8-9 долл. за баррель. Причем в этот период одновременно резко снизились все цены на сырьевые товары развивающихся стран и примерно в 1,5 раза возросли цены на наукоемкие товары развитых стран. Зная это, стоит ли удивляться чудесному безинфляционному росту экономики США на протяжении последних восьми лет. Он, как и экономический рост других развитых стран, основывался на широком использовании почти бесплатных ресурсов всего остального мира.
Таким образом, одной из основ современного мироустройства являются высокие цены на наукоемкие товары и низкие на сырье и стандартные массовые товары, производимые в основном в развивающихся странах,. Этот диспаритет цен служит еще одним важным механизмом обеспечения экономического благоденствия стран "золотого миллиарда".