Новый органон» Ф.Бэкона и «Рассуждение о методе» Р.Декарта – зарождение классической науки

Ф.Бэкон (1561-1626). Ф, литератор, политик. Научная деят-сть – сбор и анализ фактов. Критикует созерцат идеал знания. "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620) - Б ставит задачу сформ-ть правильный метод исс-я природы. Б. был убежден, что природу можно покорить! подчиняясь ее собственным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многоч-ми препят-ми ("идолами" или "призраками"), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти "призраки" являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких "идолов": 1) "призраки рода", обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) "призраки пещеры", связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) "призраки рынка", или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) "призраки театра", обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы.

Ученый-паук, ученый-пчела.

- обоснование новой Н – в очищении разума ученого от заблуждений (идолов) и установлении индукт методологии.

- учение о разл видах эксперимента. Связь знания с экспериментом. Преувеличение эмпирики и игнорирование матем эксперимента.

- «знание – сила». Идея практ направленности Н знания.

- Н – дело общества, а не одиночек; Н д стать соц инст-м.

- Н знание следует за экспериментом, выводится из него знание не возникает в голове Ч, его нужно получить путем осмысления данных эксперимента.

- метод индукции имеет свои пределы применения

РДекарт (1596-1650) - - крупнейший математик

- Ф – корневая система древа Н; физика – ствол, прикладные науки – ветви.

- методическое сомнение – эф прием в Н исследованиях.

- искал истину не в эксперименте, а в области Ч интеллекта => «Я мыслю => я существую».

- дедукция. Начало дедукции – интеллект интуиция.

- создание метода, сторонник курпускулярной теории.

- занимался матем, анатомией, оптикой, физиологией.

- создал основы аналит геометрии.

- имя Декарта – символ рационализма.

Правила для руководства ума в поисках нового знания:

1 — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таким с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

2 — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

3 — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: