Задумайтесь: черная риторика — это манипулирование всеми необходимыми риторическими, диалектическими, эристическими и рабулистическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату.
Профессиональная гибкая реакция на вопросы
Представьте себе ситуацию, когда вам задают вопрос о том, «имеет ли ваше предприятие стратегию».
Конечно, вы можете ответить: «Да!» — но такой ответ ничего не даст ни вам, ни тому, кому он адресован.
Поэтому:
1. Контекстуализируйте вопросы, раскрывайте причинно-
следственные связи:
«Для того чтобы оценить стратегию нашего предприятия, вам необходимо знать, каковы наши позиции на рынке и какие этапы развития мы намечаем на будущее. Мы являемся предприятием со штатом 45 000 человек и занимаем сегмент рынка...» — вы ставите условия и предъявляете свое послание.
2. Давайте свою оценку поставленному вопросу и заменяйте его другим:
«Вопрос о том, почему следует покупать именно у нас, вторичен, зато я охотно объясню вам, почему нашу продукцию приобретают такие фирмы, как XYZ или ABC, тогда наш разговор станет более предметным. Для XYZ это...»
|
|
3. Попросите собеседника для начала уточнить значение использованных им в вопросе понятий и определений.
«Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотел бы попросить пояснить, что вы понимаете под словом "ответственность", кроме того, определите, пожалуйста, понятие "социальная справедливость"!»
4. Заявите собеседнику о том, что вам понятна подоплека заданного им вопроса:
«Этот вопрос вы задаете для того, чтобы сменить тему разговора. У вас это не получится!»
Это были примеры. Далее можно:
• интерпретировать вопросы;
• объявлять вопросы чисто теоретическими;
• рассматривать вопросы в другой перспективе;
• фокусировать вопросы;
• делегировать вопросы;
• объявлять вопросы доказательством некомпетентности собеседника в данной области;
• отводить вопросы;
• отказываться отвечать на вопросы, объявляя их провокационными.
Совет
Есть и другие варианты реакции на вопросы, при этом никогда не забывайте о собственном послании, о теме разговора и о намеченной вами цели.
Позаботьтесь о том, чтобы ваше послание дошло до адресата Ниже приведены высказывания, оставляющие слушателей или собеседника в недоумении относительно того, выполняет ли их автор взятые на себя обязательства, соответствует ли качество продукции заявленному и осуществляются ли все эти ласкающие слух идеи на практике.
Примеры
Такое понятие, как близость к клиенту, нам хорошо знакомо.
|
|
И является главной заповедью нашей работы.
Мы разработали оригинальную стратегию. И осуществляем ее на
практике.
А теперь ваша очередь:
1. Наш девиз: качество, качество и еще раз качество.
______________________________________________
2. На этом рынке у нас только один конкурент.
______________________________________________
3. Я прошел обучение на известных курсах риторики.
______________________________________________
4. Теоретически эта предпосылка существует.
______________________________________________
5. Мы можем предложить вам буквально все.
______________________________________________
6. Разумеется, наша фирма заинтересована в компетентных
сотрудниках.
______________________________________________
7. Поэтому мы стремимся быть лучшими.
______________________________________________
8. Вот то, о чем я хотел сказать.
______________________________________________
9. Поэтому мы предлагаем эту продукцию своим клиентам.
______________________________________________
10. Поэтому наше предложение действительно только в течение трех недель.
______________________________________________
Возможные варианты решений:
К 1: И он находится в полном соответствии с повседневной
практикой нашей работы.
К 2: Но мы оставили его далеко позади и по товарообороту, и по
прибыли.
К 3:... и постоянно применяю полученные знания на практике.
К 4:... и мы уже активно с ней работаем.
К 5:...но лишь в том случае, если это вам действительно
необходимо.
К 6:...поэтому мы постоянно занимаемся повышением
квалификации персонала.
К 7: А мы и есть лучшие.
К 8: Повторю еще раз...
К 9:... ибо это как раз та продукция, которая им требуется,
надежная, качественная и доступная по цене.
К 10: Не упустите свой шанс!
Совет
Во время следующей деловой встречи обратите внимание на такие «незакрытые» высказывания, когда собеседник говорит о своих обязательствах и умалчивает о том; собирается ли он их выполнять.