Молитвы и чтения | Музыкальные части мессы | ||||||
Проприй (в течение литургического года текст частей меняется в зависимости от праздника) | Ординарий (в течение литургического года текст частей остается неизменным) | ||||||
Части мессы (нумераяия сквозная) | Частя мессы | Форма | Части мессы | Форма | |||
1. Introitus | антифонно-рефренная: A-V1- A-V2-A-Vn... А - Dox, - A | ||||||
2. Kyrie eleison | трехстрофная: A-B-A (axa-byb-a1x1a1); A-B-C (axa-byb-czc), 9 строк | ||||||
3. Gloria in excelsis Deo | строчная (17 строк + Amen) | ||||||
4. Oratio (молитва дня) | |||||||
5. Epistola (послание) | |||||||
6. Graduale | респонсорная: R(градуал) -V (стих) - R (градуал); распевается на респонсорные тоны | ||||||
7. Alleluia (в посты заменяется трактусом) | респонсорная: R (Al. соло) - R (Al. хор) - V (стих соло) - R (Al. хор) | ||||||
7a | 7a. Tractus (поется во время поста) | строфическая сквозная; всегда распевается на 2-ой или 8-ой псалмовые тоны | |||||
8. Sequentia | полистрофная, с парной рифмой, число стихов варьируется | ||||||
9. Evangelium (чтение нараспев глав из Евангелия) | |||||||
10. Credo | строчная (18 строк + Amen) | ||||||
11. Offertorium | антифонно-рефренная: A-V1, (вторая половина стиха) - A-V2 - А | ||||||
12. Sécréta (тайная молитва, читается священником «про себя») | |||||||
13. Praefatio (молитва священника к Причастию) | |||||||
14. Sanctus | пятистрочная двусоставная (5 стихов) | ||||||
15. Канон мессы (комплекс молитв) | |||||||
16. Pater noster | |||||||
17. Agnus Dei | трехстрофная: А-А-А, (А-В-А, А-В-С] | ||||||
18. Communio | антифонно-рефренная | ||||||
19. Postcommunio (молитва после Причастия) | |||||||
20. Ite missa est. Deo gratias | двустрочная: А — А (обе строки поются на одну мелодию) | ||||||
20a | 20a. Benedicamus Domino. Deo gratias (поется в посты вместо Ite missa) | двустрочная: А — А |
В строчной текстомузыкальной форме Dies irae примечательно соотносятся строки слова и музыки. Поскольку рифмовано совпадают концы словесных строк, то также совпадают и кадансы музыкальных строк, неизменно приводящие к D — финальному тону второго лада. Ладовое требование — приводить строку к D — заставляет этот тон прозвучать 56 раз! Эти неотступные удары финалиса сравнивали с ударами колокола.
|
|
Поздний период в развитии секвенций связывают с именем Адама де Сен-Виктора. Его рифмованные тексты похожи на тексты гимнов, однако в строфах секвенций могли использоваться разные поэтические метры. В середине XVI в. в католическом богослужении было разрешено оставить лишь 4 секвенции: Victimae paschali laudes, Veni sancte Spiritus, Lauda Sion, Dies irae. К ним в XVIII в. была добавлена пятая секвенция Stabat mater. Для развития свободных хоральных композиций григорианского репертуара значение секвенций трудно переоценить.
|
|
Сочетание рассмотренных здесь двух типов композиций (псалмодического и молитвенно-гимнографического) явилось основой текстомузыкальной формы григорианской монодии. Это сочетание находит свое отражение в центральном богослужебном обряде — Мессе. Приведем схему Мессы (см. с. 182-183), раскрывающую общую структуру этой крупной литургической формы с указанием всех малых типовых форм, составляющих основу ее музыкальных частей.
Литература
Atkinson Charles М. Zur Entstehung und Überlieferung der Missa Graeca // Archiv für Musikwissenschaft 39 (1982). S.113-145
Feilerer Karl Gustav. Die Messe. Ihre musikale Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Dortmund. 1951
Ferretti Paolo. Estetica gregoriana: Trattato delle forme musicali du canto gregoriano. Rome. 1934
Hiley David. Western Plainchant. Oxford, 1993
Hucke Helmut. Musikalische Formen der Offiziumsantiphonen // Kirchenmusikalisches Jahrbuch 37 (1953). S.7-33
Wagner Peter. Einführung in die gregorianischen Melodien. 3 vols.
Григорианский хорал. Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. Вып.20. М. 1998
Дьячкова Л.С. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики. М. 1992
Ефимова Н.И. Григорианский хорал в свете средневековых документов // Средние века 53. М. 1990. С.75-86
Ефимова Н.И.О ладовых интонационных формулах западноевропейской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов средневековья // Музыкальный язык, жанр, стиль. Сб. МГДОЛК. М. 1987. С.39-57
Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы. М. 1999
Холопов Ю.Н. Средневековые лады // Музыкальная энциклопедия. Т.5. Ст.240-249 184