Республика не является синонимом демократии. Республик в РФ 21 и вроде бы все они находятся под одним большим зонтиком, однако они не одинаковы, а очень интересны и разнообразны. В каждой из них сформировался свой политический режим. Подобная картина делает необходимым выявить и объяснить разнообразие, сложившихся политических режимов в республиках РФ.
В качестве гипотезы можно предположить что, разнообразие того или иного политического режима в республиках зависят от следующих факторов:
– этническая структура населения;
– зависимость региона от «центра»;
– экономическая независимость людей, проживающих в той или иной республике.
Используя метод регрессионного анализа, мы проверяем влияние ряда независимых переменных: доли титульного и русского населения; ВРП на душу населения (2011); доля трансфертов (2011), количество зарегистрированных преступлений на 100 000 чел (2011), легковые автомобили на 1000 чел населения (2011), средний размер назначенной пенсии (2011) на зависимую переменную – среднее значение голосов за «Единую Россию» (предпоследние и последние выборы в ЗС регионов, и выборы в ГД 2007, 2011 г.).
Итак, можно построить несколько объяснительных моделей.
Первая модель. Чем больше титульного населения в регионе, тем больше голосов за «партию власти». Соответственно, обратная зависимость: Чем меньше русского населения, тем меньше голосов. Вообще, этот фактор выделен, прежде всего, потому что мы рассматриваем этнические республики, а значит, в этих регионах значимость этносов значительна велика.
Таблица 1
I модель | зависимость между титульным населением и долей голосов за ЕР | зависимость между долей русского населения и долей голосов за ЕР |
Коэффициент | .3831203 | –.4226952 |
R – квадрат | 0.4028 | 0.4374 |
Adjusted R – квадрат | 0.3714 | 0.4078 |
P>|t| | 0.002 | 0.001 |
N наблюдений |
График 1. Зависимость между титульным населением и количеством голосов за ЕР
Вторая модель. Чем больше трансфертов выделяется, тем большая зависимость региона от «центра». А это значит: чем выше доля трансфертов – тем больше голосов за «партию власти». Но, как показало исследование этот фактор, сильно проявляется только в тех республиках, где доля титульного населения преобладает над долей русского населения. Следовательно: чем больше титульного населения – тем больше трансфертов выделяется в эту республику. И наоборот, чем больше русского населения – тем меньше доля трансфертов выделяется.
Таблица 2
II модель | Зависимость между трансфертами и долей голосов за ЕР | Зависимость между титульным населением и трансфертами | Зависимость между русским населением и трансфертами |
Коэффициент | .4198596 | .958779 | –.8255533 |
R – квадрат | 0.3090 | 0.5870 | 0.4880 |
Adjusted R – квадрат | 0.2726 | 0.5653 | 0.4610 |
P>|t| | 0.009 | 0.000 | 0.000 |
N наблюдений |
График 2. Зависимость между титульным населением и количеством,
поступающих трансфертов
Третья модель проверяет предположение о влиянии личной экономической независимости на результаты выборов. В качестве независимой переменной выступает количество автомобилей на 1000 человек населения. Почему именно автомобили? Потому что в последнее время все люди судят о состоятельности человека по одежде, квартирам, дачам, в том числе и по и машинам. Для всех, далеко не секрет, что те люди, которые имеют значительные доходы, начинают более активно выражать свою политическую позицию, стремятся к независимости. Потому что им не нужно думать о первичных потребностях, поскольку они у таких людей уже реализованы.
Таким образом, прослеживается следующая закономерность: чем меньше автомобилей – тем больше голосов или чем больше автомобилей, тем меньше голосов. Отсюда вытекают следующие две закономерности: чем больше русского населения – тем больше автомобилей; чем меньше титульного населения – тем меньше автомобилей. Так называемая «разбавка» голосов русским населением ведёт к плюрализму мнений. Вероятно, что титульное население голосует эгоцентрически – перспективно. Если они будут голосовать по – другому, можно предположить, что эти республики не будут получать значительной доли трансфертов.
Таблица 3
III модель | Зависимость между кол-вом автомобилей и долей голосов за ЕР | Зависимость между русским населением и кол-во автомобилей | Зависимость между титульным населением и кол-вом автомобилей |
Коэффициент | –.0016254 | .0043144 | –.0049605 |
R – квадрат | 0.2299 | 0.6617 | 0.7802 |
Adjusted R – квадрат | 0.1894 | 0.6439 | 0.7687 |
P>|t| | 0.028 | 0.000 | 0.000 |
N наблюдений |
График 3. Зависимость между титульным населением и количеством автомобилей
Четвёртая модель. Выяснилось, что на голоса за «партию власти» так же влияет количество преступлений. Чем меньше уровень преступлений – тем больше голосов, и наоборот. Чем больше титульного населения – тем меньше преступности. Чем больше русского населения – тем больше преступности.
Таблица 4
IV модель | Зависимость между кол-вом преступлений и долей голосов за ЕР | Зависимость между титульным населением и кол-вом преступлений | Зависимость между русским населением и кол-вом преступлений |
Коэффициент | –.0001728 | –.0003035 | .0002955 |
R – квадрат | 0.4801 | 0.5393 | 0.5734 |
Adjusted R – квадрат | 0.4528 | 0.5150 | 0.5510 |
P>|t| | 0.000 | 0.000 | 0.000 |
N наблюдений |
График 4. Зависимость между титульным населением и количеством преступлений
Вывод:
Этническая составляющая региона играет большое значение. Так, мы убедились в том, что большинство голосов за «ЕР» напрямую зависело от доли титульного населения.
В тех республиках, где русское население преобладает над титульным, наблюдается экономическая самостоятельность индивидов и чем больше экономическая независимость – тем меньше голосов за «партию власти» и как следствие – малая доля выделяемых трансфертов. В совокупности данных факторов, такие республики можно отнести к демократическим.
А те регионы, где наблюдается низкий уровень преступности, отсутствие личной экономической независимости и преобладающая доля титульного населения получают большую долю трансфертов. Происходит сильная зависимость от «центра» и эти республики делают всё, что бы угодить ему. Это позволяет говорить нам о том, что эти республики можно считать авторитарными.
Т. о, получается:
Демократические республики (преобладание русских + экономическая независимость + малая доля трансфертов + большое кол – во преступлений):
RESP | TIT | RUS | SREDN | Meeting | TRANS | CRIME | AUTO | PEN |
Хакасия | 12,10 % | 81,70 % | 50,83 % | 0,2562 | 247,7 | |||
Коми | 23,70 % | 65,10 % | 57,13 % | 0,1686 | 221,2 | |||
Удмуртия | 28,00 % | 62,20 % | 52,95 % | 0,2964 | 206,5 |
Авторитарные республики (преобладание титульного населения + экономическая зависимость + большая доля трансфертов + низкая преступность):
RESP | TIT | RUS | SREDN | Meeting | TRANS | CRIME | AUTO | PEN |
Карачаево-Черкессия | 52,90 % | 31,60 % | 83,98 % | 0,6385 | 193,4 | |||
Калмыкия | 57,40 % | 30,20 % | 61,11 % | 0,5907 | 193,4 | |||
Осетия | 65,10 % | 20,80 % | 61,10 % | 0,5882 | 206,8 | |||
Кабардино-Балкария | 69,90 % | 22,50 % | 83,44 % | 0,5896 | 169,1 | |||
Тыва | 82,00 % | 16,30 % | 83,97 % | 0,7577 | 135,4 | |||
Дагестан | 88,00 % | 3,60 % | 77,38 % | 0,7396 | 121,3 | |||
Ингушетия | 94,10 % | 0,80 % | 85,47 % | 0,8382 | 117,6 | |||
Чечня | 95,30 % | 1,90 % | 93,30 % | 0,8688 | 109,9 |
Промежуточные режимы:
RESP | TIT | RUS | SREDN | Meeting | TRANS | CRIME | AUTO | PEN |
Бурятия | 30,00 % | 66,10 % | 55,21 % | 0,5069 | 191,7 | 7709,1 | ||
Алтай | 33,90 % | 56,60 % | 55,74 % | 0,7387 | 183,2 | 7494,3 | ||
Марий Эл | 43,90 % | 47,40 % | 61,44 % | 0,4589 | 166,1 | 7326,2 | ||
Саха | 49,90 % | 37,80 % | 53,09 % | 0,4233 | ||||
Адыгея | 25,2 % | 63,6 % | 63,07 % | 0,5131 | 250,4 | 7358,6 |
Из графиков можно заметить, что некоторые республики «выпадали», а именно Мордовия, Чувашия, Карелия, Татарстан и Башкирия. Чтобы объяснить эти режимы, необходимо более глубоко изучать внутреннюю особенность данных республик.
RESP | TIT | RUS | SREDN | Meeting | TRANS | CRIME | AUTO | PEN |
Карелия | 7,40 % | 82,20 % | 39,89 % | 0,2746 | 281,5 | 10132,4 | ||
Мордовия | 40,00 % | 53,40 % | 91,61 % | 0,5362 | 196,6 | 7411,4 | ||
Чувашия | 67,70 % | 26,90 % | 50,19 % | 0,3913 | 149,8 | |||
Башкирия | 29,50 % | 36,10 % | 78,86 % | 0,2080 | 238,7 | 7761,4 | ||
Татарстан | 53,20 % | 39,70 % | 79,40 % | 0,3115 | 212,2 | 7886,3 |
Зарипова А. Р.Ó
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ
И АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТЬЮ КАТАЛОНИЯ В УСЛОВИЯХ
АКТИВИЗАЦИИ СЕПАРАТИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ИСПАНИИ
Начало XXI в. характеризуется стремлением региональных элит к максимальному расширению своих политических полномочий за счёт широкой децентрализации государства. В европейском регионе процесс создания наднациональных институтов сопровождается противоположной тенденцией регионализации, которая в свою очередь ведет к усилению позиций этнорегиональных элит, защищающих свою национальную идентичность, культуру и экономическое благополучие региона. Рост национального самосознания делает региональные элиты влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру, используя сепаратистские настроения населения как инструмент торга в отношениях с центральной властью.
Наибольший интерес вызывают механизмы выстраивания отношений между центральными и региональными властями в испанском государстве-автономий, в особенности, взаимоотношения между центром и автономной областью Каталонией. Активизация сепаратистских настроений внутри Каталонии привела к необходимости пересмотра двусторонних отношений между центром и автономией, и стала главным фактором обоснования политических требований региональной элиты.
На протяжении своего существования в составе Испании вопрос о независимости для Каталонии оставался всегда актуальным, но в связи с нехваткой политических ресурсов чаще всего заменялся требованием расширения прав региона в составе испанского государства. Начало XXI в. можно охарактеризовать, как поворотный момент в развитии отношений между центром и регионами в Испании. Возникли предпосылки создавшие базу для формирования сепаратистских настроений, как в обществе, так и среди региональной элиты.
Первой предпосылкой стало создание проекта нового автономного статута, прописывавшего изменения экономических отношений между Каталонией и центральным правительством. Были расширены права Каталонии, касающиеся языка, культуры, местного самоуправления, общественной безопасности и финансирования.
Следующей предпосылкой стал мировой экономический кризис. Ухудшение экономического положения страны в целом, отказ Мадрида предоставить налоговую независимость пробудила в политических элитах сепаратистские настроения. Проявления экономического кризиса сыграли на руку сепаратистам, которые внушают населению идею о том, что выход из Испании обеспечит региону и выход их кризиса.
Ко всем вышеперечисленным предпосылкам добавляется политическая предпосылка – приход к власти в Каталонии националистических сил. В 2010 г. к власти вернулась партия «Конвергенция и союз», которой ориентируясь на радикальные настроения среди населения, отказалась от позиции умеренного национализма и высказала в целом сепаратистские идеи. Правительству Артура Маса (лидер «Конвергенции и союз») удалось не просто поддерживать сепаратистские настроения среди населения, но и создавать все новые условия для обострения отношений между центральными и региональными властями.
На современном этапе отношения между испанскими и каталонскими властями переживают трансформацию. Для проведения более подробного анализа специфики взаимоотношений между испанским государством и автономной областью Каталония было решено воспользоваться методикой ивент-анализа. Для наглядности и удобной интерпретации, автором были составлены тематические кластеры сообщений, включающие в себя вербальные и невербальные действия. Также особенностью проведенного анализа является присвоение каждому элементу-сообщению статуса «положительной» или «отрицательной» коннотации.
Под положительной коннотацией понимается действия ориентированные на сотрудничество (переговоры, встречи) действия в рамках испанского законодательства. Действия односторонние, вызывающие усиление конфликта и порождающие конфронтацию причисляются к действиям с отрицательной коннотацией.
Были выделены следующие тематические кластеры:
1. Правовые основы:
a) Институты;
b) Законодательная инициатива;
c) Законы и постановления
2. Публичная сфера:
a) Финансовые вопросы;
b) Встречи и переговоры;
c) Интервью и предложения
По результатам ивент-анализа деятельности каталонских властей было выявлено, что происходит трансформация существующих институтов, наделение их большими полномочиями, по сравнению с институтами остальных автономных областей. Создание в структуре министерства финансов налоговой службы, Общественного банка Каталонии является показателем стремления каталонских властей обеспечить себе финансово-экономическую свободу от Испанского государства.
Большая часть законов и постановлений, выдвинутых законодательных инициатив направлена на создание юридической базы для проведения легальных выборов, которые не могли бы быть в итоге аннулированы испанскими властями.
В связи с тем, что финансово-экономические вопрос являются давним предметом спора и пересечением интересов центра и автономии, были выделены следующие сюжеты: стремление Каталонии остаться в зоне евро после обретения независимости; конфликт, вызванный отказом парламента Испании одобрять бюджет Каталонии; требования перечислить обещанные вливания в инфраструктуру Каталонии.
На встречах с центральными властями представители каталонских властей активно призывают обсудить вопрос о праве самоопределения народа, предоставлении права народу высказаться, при этом не отвергается возможность достижения договорённости, в случае, если центральные власти смогут найти альтернативные пути развития событий.
Вторая часть ивент-анализа посвящена оценке реакции центральных властей Испании на действия правительства Каталонии. В ответ на децентрализацию, порождаемую действиями региональных властей испанские власти приняли решение сократить полномочия автономий и выбрали путь централизации государства автономий. Тем самым испанские законодатели пытались решить две задачи – попытаться удержать Каталонию в составе Испании и предотвратить возникновение сепаратистских настроений среди региональных элит других автономий.
Негативно оценивается нежелание правящей народной партии во главе с Мариано Рахоем обсуждать возможность реформирования государства автономий. Действия центральных властей, отвергающих проекты реформирования государственно-территориального устройства Испании, можно объяснить нежеланием идти на уступки сепаратистам и опасениями вызвать волну новых политических требований со стороны других автономий.
Подводя итоги, можно говорить о том, что новые экономические институты, создаваемые автономной областью Каталония, представляют собой базу для получения дополнительных полномочий, а законы и законодательная инициативы – институциональную основу для осуществления новых функций и полномочий регионов. Экономическая сфера представляет собой столкновение финансовых требований правительства Каталонии, выраженных в увеличении финансового субсидирования региона и уменьшения налогов и попыток центральной власти сохранить монополию на контроль за налоговой и экономической политикой автономий.
Исходя из анализа развития взаимоотношений центра и автономной области Каталония, можно сделать вывод о том, что трансформация отношений между регионом и центром происходило в несколько этапов. Начальные этапы взаимодействия характеризуются поступательным развитием и эволюцией требований в зависимости от политической конъюнктуры. Современный этап представляет собой модель отношений торга в рамках, которой регион использует сконструированный сепаратизм в качестве инструмента расширения автономии и получения политической преференции.
Волчкова О. О.Ó