Политические режимы в республиках РФ

Республика не является синонимом демократии. Республик в РФ 21 и вроде бы все они находятся под одним большим зонтиком, однако они не одинаковы, а очень интересны и разнообразны. В каждой из них сформировался свой политический режим. Подобная картина делает необходимым выявить и объяснить разнообразие, сложившихся политических режимов в республиках РФ.

В качестве гипотезы можно предположить что, разнообразие того или иного политического режима в республиках зависят от следующих факторов:

– этническая структура населения;

– зависимость региона от «центра»;

– экономическая независимость людей, проживающих в той или иной республике.

Используя метод регрессионного анализа, мы проверяем влияние ряда независимых переменных: доли титульного и русского населения; ВРП на душу населения (2011); доля трансфертов (2011), количество зарегистрированных преступлений на 100 000 чел (2011), легковые автомобили на 1000 чел населения (2011), средний размер назначенной пенсии (2011) на зависимую переменную – среднее значение голосов за «Единую Россию» (предпоследние и последние выборы в ЗС регионов, и выборы в ГД 2007, 2011 г.).

Итак, можно построить несколько объяснительных моделей.

Первая модель. Чем больше титульного населения в регионе, тем больше голосов за «партию власти». Соответственно, обратная зависимость: Чем меньше русского населения, тем меньше голосов. Вообще, этот фактор выделен, прежде всего, потому что мы рассматриваем этнические республики, а значит, в этих регионах значимость этносов значительна велика.

Таблица 1

I модель зависимость между титульным населением и долей голосов за ЕР зависимость между долей русского населения и долей голосов за ЕР
Коэффициент .3831203 –.4226952
R – квадрат 0.4028 0.4374
Adjusted R – квадрат 0.3714 0.4078
P>|t| 0.002 0.001
N наблюдений    

График 1. Зависимость между титульным населением и количеством голосов за ЕР

Вторая модель. Чем больше трансфертов выделяется, тем большая зависимость региона от «центра». А это значит: чем выше доля трансфертов – тем больше голосов за «партию власти». Но, как показало исследование этот фактор, сильно проявляется только в тех республиках, где доля титульного населения преобладает над долей русского населения. Следовательно: чем больше титульного населения – тем больше трансфертов выделяется в эту республику. И наоборот, чем больше русского населения – тем меньше доля трансфертов выделяется.

Таблица 2

II модель Зависимость между трансфертами и долей голосов за ЕР Зависимость между титульным населением и трансфертами Зависимость между русским населением и трансфертами
Коэффициент .4198596 .958779 –.8255533
R – квадрат 0.3090 0.5870 0.4880
Adjusted R – квадрат 0.2726 0.5653 0.4610
P>|t| 0.009 0.000 0.000
N наблюдений      

График 2. Зависимость между титульным населением и количеством,
поступающих трансфертов

Третья модель проверяет предположение о влиянии личной экономической независимости на результаты выборов. В качестве независимой переменной выступает количество автомобилей на 1000 человек населения. Почему именно автомобили? Потому что в последнее время все люди судят о состоятельности человека по одежде, квартирам, дачам, в том числе и по и машинам. Для всех, далеко не секрет, что те люди, которые имеют значительные доходы, начинают более активно выражать свою политическую позицию, стремятся к независимости. Потому что им не нужно думать о первичных потребностях, поскольку они у таких людей уже реализованы.

Таким образом, прослеживается следующая закономерность: чем меньше автомобилей – тем больше голосов или чем больше автомобилей, тем меньше голосов. Отсюда вытекают следующие две закономерности: чем больше русского населения – тем больше автомобилей; чем меньше титульного населения – тем меньше автомобилей. Так называемая «разбавка» голосов русским населением ведёт к плюрализму мнений. Вероятно, что титульное население голосует эгоцентрически – перспективно. Если они будут голосовать по – другому, можно предположить, что эти республики не будут получать значительной доли трансфертов.


Таблица 3

III модель Зависимость между кол-вом автомобилей и долей голосов за ЕР Зависимость между русским населением и кол-во автомобилей Зависимость между титульным населением и кол-вом автомобилей
Коэффициент –.0016254 .0043144 –.0049605
R – квадрат 0.2299 0.6617 0.7802
Adjusted R – квадрат 0.1894 0.6439 0.7687
P>|t| 0.028 0.000 0.000
N наблюдений      

График 3. Зависимость между титульным населением и количеством автомобилей

Четвёртая модель. Выяснилось, что на голоса за «партию власти» так же влияет количество преступлений. Чем меньше уровень преступлений – тем больше голосов, и наоборот. Чем больше титульного населения – тем меньше преступности. Чем больше русского населения – тем больше преступности.

Таблица 4

IV модель Зависимость между кол-вом преступлений и долей голосов за ЕР Зависимость между титульным населением и кол-вом преступлений Зависимость между русским населением и кол-вом преступлений
Коэффициент –.0001728 –.0003035 .0002955
R – квадрат 0.4801 0.5393 0.5734
Adjusted R – квадрат 0.4528 0.5150 0.5510
P>|t| 0.000 0.000 0.000
N наблюдений      

График 4. Зависимость между титульным населением и количеством преступлений

Вывод:

Этническая составляющая региона играет большое значение. Так, мы убедились в том, что большинство голосов за «ЕР» напрямую зависело от доли титульного населения.

В тех республиках, где русское население преобладает над титульным, наблюдается экономическая самостоятельность индивидов и чем больше экономическая независимость – тем меньше голосов за «партию власти» и как следствие – малая доля выделяемых трансфертов. В совокупности данных факторов, такие республики можно отнести к демократическим.

А те регионы, где наблюдается низкий уровень преступности, отсутствие личной экономической независимости и преобладающая доля титульного населения получают большую долю трансфертов. Происходит сильная зависимость от «центра» и эти республики делают всё, что бы угодить ему. Это позволяет говорить нам о том, что эти республики можно считать авторитарными.

Т. о, получается:

Демократические республики (преобладание русских + экономическая независимость + малая доля трансфертов + большое кол – во преступлений):

RESP TIT RUS SREDN Meeting TRANS CRIME AUTO PEN
Хакасия 12,10 % 81,70 % 50,83 %   0,2562   247,7  
Коми 23,70 % 65,10 % 57,13 %   0,1686   221,2  
Удмуртия 28,00 % 62,20 % 52,95 %   0,2964   206,5  

Авторитарные республики (преобладание титульного населения + экономическая зависимость + большая доля трансфертов + низкая преступность):

RESP TIT RUS SREDN Meeting TRANS CRIME AUTO PEN
Карачаево-Черкессия 52,90 % 31,60 % 83,98 %   0,6385   193,4  
Калмыкия 57,40 % 30,20 % 61,11 %   0,5907   193,4  
Осетия 65,10 % 20,80 % 61,10 %   0,5882   206,8  
Кабардино-Балкария 69,90 % 22,50 % 83,44 %   0,5896   169,1  
Тыва 82,00 % 16,30 % 83,97 %   0,7577   135,4  
Дагестан 88,00 % 3,60 % 77,38 %   0,7396   121,3  
Ингушетия 94,10 % 0,80 % 85,47 %   0,8382   117,6  
Чечня 95,30 % 1,90 % 93,30 %   0,8688   109,9  

Промежуточные режимы:

RESP TIT RUS SREDN Meeting TRANS CRIME AUTO PEN
Бурятия 30,00 % 66,10 % 55,21 %   0,5069   191,7 7709,1
Алтай 33,90 % 56,60 % 55,74 %   0,7387   183,2 7494,3
Марий Эл 43,90 % 47,40 % 61,44 %   0,4589   166,1 7326,2
Саха 49,90 % 37,80 % 53,09 %   0,4233      
Адыгея 25,2 % 63,6 % 63,07 %   0,5131   250,4 7358,6

Из графиков можно заметить, что некоторые республики «выпадали», а именно Мордовия, Чувашия, Карелия, Татарстан и Башкирия. Чтобы объяснить эти режимы, необходимо более глубоко изучать внутреннюю особенность данных республик.

RESP TIT RUS SREDN Meeting TRANS CRIME AUTO PEN
Карелия 7,40 % 82,20 % 39,89 %   0,2746   281,5 10132,4
Мордовия 40,00 % 53,40 % 91,61 %   0,5362   196,6 7411,4
Чувашия 67,70 % 26,90 % 50,19 %   0,3913   149,8  
Башкирия 29,50 % 36,10 % 78,86 %   0,2080   238,7 7761,4
Татарстан 53,20 % 39,70 % 79,40 %   0,3115   212,2 7886,3

Зарипова А. Р.Ó

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ
И АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТЬЮ КАТАЛОНИЯ В УСЛОВИЯХ
АКТИВИЗАЦИИ СЕПАРАТИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ИСПАНИИ

Начало XXI в. характеризуется стремлением региональных элит к максимальному расширению своих политических полномочий за счёт широкой децентрализации государства. В европейском регионе процесс создания наднациональных институтов сопровождается противоположной тенденцией регионализации, которая в свою очередь ведет к усилению позиций этнорегиональных элит, защищающих свою национальную идентичность, культуру и экономическое благополучие региона. Рост национального самосознания делает региональные элиты влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру, используя сепаратистские настроения населения как инструмент торга в отношениях с центральной властью.

Наибольший интерес вызывают механизмы выстраивания отношений между центральными и региональными властями в испанском государстве-автономий, в особенности, взаимоотношения между центром и автономной областью Каталонией. Активизация сепаратистских настроений внутри Каталонии привела к необходимости пересмотра двусторонних отношений между центром и автономией, и стала главным фактором обоснования политических требований региональной элиты.

На протяжении своего существования в составе Испании вопрос о независимости для Каталонии оставался всегда актуальным, но в связи с нехваткой политических ресурсов чаще всего заменялся требованием расширения прав региона в составе испанского государства. Начало XXI в. можно охарактеризовать, как поворотный момент в развитии отношений между центром и регионами в Испании. Возникли предпосылки создавшие базу для формирования сепаратистских настроений, как в обществе, так и среди региональной элиты.

Первой предпосылкой стало создание проекта нового автономного статута, прописывавшего изменения экономических отношений между Каталонией и центральным правительством. Были расширены права Каталонии, касающиеся языка, культуры, местного самоуправления, общественной безопасности и финансирования.

Следующей предпосылкой стал мировой экономический кризис. Ухудшение экономического положения страны в целом, отказ Мадрида предоставить налоговую независимость пробудила в политических элитах сепаратистские настроения. Проявления экономического кризиса сыграли на руку сепаратистам, которые внушают населению идею о том, что выход из Испании обеспечит региону и выход их кризиса.

Ко всем вышеперечисленным предпосылкам добавляется политическая предпосылка – приход к власти в Каталонии националистических сил. В 2010 г. к власти вернулась партия «Конвергенция и союз», которой ориентируясь на радикальные настроения среди населения, отказалась от позиции умеренного национализма и высказала в целом сепаратистские идеи. Правительству Артура Маса (лидер «Конвергенции и союз») удалось не просто поддерживать сепаратистские настроения среди населения, но и создавать все новые условия для обострения отношений между центральными и региональными властями.

На современном этапе отношения между испанскими и каталонскими властями переживают трансформацию. Для проведения более подробного анализа специфики взаимоотношений между испанским государством и автономной областью Каталония было решено воспользоваться методикой ивент-анализа. Для наглядности и удобной интерпретации, автором были составлены тематические кластеры сообщений, включающие в себя вербальные и невербальные действия. Также особенностью проведенного анализа является присвоение каждому элементу-сообщению статуса «положительной» или «отрицательной» коннотации.

Под положительной коннотацией понимается действия ориентированные на сотрудничество (переговоры, встречи) действия в рамках испанского законодательства. Действия односторонние, вызывающие усиление конфликта и порождающие конфронтацию причисляются к действиям с отрицательной коннотацией.

Были выделены следующие тематические кластеры:

1. Правовые основы:

a) Институты;

b) Законодательная инициатива;

c) Законы и постановления

2. Публичная сфера:

a) Финансовые вопросы;

b) Встречи и переговоры;

c) Интервью и предложения

По результатам ивент-анализа деятельности каталонских властей было выявлено, что происходит трансформация существующих институтов, наделение их большими полномочиями, по сравнению с институтами остальных автономных областей. Создание в структуре министерства финансов налоговой службы, Общественного банка Каталонии является показателем стремления каталонских властей обеспечить себе финансово-экономическую свободу от Испанского государства.

Большая часть законов и постановлений, выдвинутых законодательных инициатив направлена на создание юридической базы для проведения легальных выборов, которые не могли бы быть в итоге аннулированы испанскими властями.

В связи с тем, что финансово-экономические вопрос являются давним предметом спора и пересечением интересов центра и автономии, были выделены следующие сюжеты: стремление Каталонии остаться в зоне евро после обретения независимости; конфликт, вызванный отказом парламента Испании одобрять бюджет Каталонии; требования перечислить обещанные вливания в инфраструктуру Каталонии.

На встречах с центральными властями представители каталонских властей активно призывают обсудить вопрос о праве самоопределения народа, предоставлении права народу высказаться, при этом не отвергается возможность достижения договорённости, в случае, если центральные власти смогут найти альтернативные пути развития событий.

Вторая часть ивент-анализа посвящена оценке реакции центральных властей Испании на действия правительства Каталонии. В ответ на децентрализацию, порождаемую действиями региональных властей испанские власти приняли решение сократить полномочия автономий и выбрали путь централизации государства автономий. Тем самым испанские законодатели пытались решить две задачи – попытаться удержать Каталонию в составе Испании и предотвратить возникновение сепаратистских настроений среди региональных элит других автономий.

Негативно оценивается нежелание правящей народной партии во главе с Мариано Рахоем обсуждать возможность реформирования государства автономий. Действия центральных властей, отвергающих проекты реформирования государственно-территориального устройства Испании, можно объяснить нежеланием идти на уступки сепаратистам и опасениями вызвать волну новых политических требований со стороны других автономий.

Подводя итоги, можно говорить о том, что новые экономические институты, создаваемые автономной областью Каталония, представляют собой базу для получения дополнительных полномочий, а законы и законодательная инициативы – институциональную основу для осуществления новых функций и полномочий регионов. Экономическая сфера представляет собой столкновение финансовых требований правительства Каталонии, выраженных в увеличении финансового субсидирования региона и уменьшения налогов и попыток центральной власти сохранить монополию на контроль за налоговой и экономической политикой автономий.

Исходя из анализа развития взаимоотношений центра и автономной области Каталония, можно сделать вывод о том, что трансформация отношений между регионом и центром происходило в несколько этапов. Начальные этапы взаимодействия характеризуются поступательным развитием и эволюцией требований в зависимости от политической конъюнктуры. Современный этап представляет собой модель отношений торга в рамках, которой регион использует сконструированный сепаратизм в качестве инструмента расширения автономии и получения политической преференции.

Волчкова О. О.Ó


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: