Кроме множества плюсов реализации информационных технологий в практике начального образования, с ними также связан ряд проблем касающихся психологической безопасности информационного образовательного пространства. Современные информационные технологии еще не достаточно изучены в плане их воздействия на психику и сознание человека. Особенно это касается связи учащихся с Интернет средой. Проблема заключается в том, что компьютерные программы и Интернет-сеть по – разному, влияют на личность и психику ребенка. Они способны вызывать изменения в структуре личности школьника и внутреннем мире учащихся. Целый ряд соматических и психосоматических заболеваний могут активизироваться вследствие взаимодействия учащегося и компьютера.
В связи с этим учителю должны быть известны не только индивидуально – психологические особенности ребенка, но и состояние здоровья каждого учащегося. Совместно с медицинским работником школы осуществлять наблюдение, профилактику и способствовать коррекции психосоматического здоровья учащихся.
|
|
Многие учителя по рекомендации психологов и медицинских работников школы разрабатывают коррекционно-профилактические программы по улучшению здоровья учащихся: проводят физминутки, вносят в учебный процесс элементы музыкотерапии, арттерапии, релаксационный тренинг и др.
Следует учитывать и тот факт, что проблема компьютеризации учебного процесса коснулась и изменения образа жизни школьников. Особую опасность представляет феномен компьютерной зависимости, Интернет-зависимости. Учащиеся теряют связь с реальным миром, уходя в мир виртуальной реальности. Это приводит к изменениям личности. Такие учащиеся теряют интерес к учебе, удовлетворяя познавательный интерес общением с компьютером.
Памятка родителям «компьютерного гения»
- Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т. е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно.
- Не оставляйте вашего ребёнка один на один с телевизором или компьютером даже на пять минут. Информация кратковременного, но разрушающего характера продолжает снижать психосоматическую устойчивость детского организма в течение многих часов.
- Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
- Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание вашего ребёнка и создают психологическую зависимость, прежде всего, потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.
- Анализируйте сюжеты компьютерных игр¸ в которые постоянно играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до нескольких сотен (!) раз за одну игру.
- Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая, подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности.
- Сравните общение вашего ребёнка с обеими реальностями; в обычной жизни ребёнок реагирует на мир целостно, в соответствии со своей природой: активно играет, двигается, поёт, переживает все оттенки чувств, познаёт себя через окружающий живой мир и людей. В виртуальной реальности – ребёнок скован, монотонен, однообразен, лишён живой энергии движения, сопереживания и созидания.
- Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером:
- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
- расстройства сна, нарушения памяти и мышления;
- рост аллергических реакций организма;
- изменения в косно-мышечной системе и локомоции;
- специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой.
- Помните, что рекомендованное специалистами максимальное время работы с компьютером строго ограничено: для детей после 6 лет – 10 минут; младших школьников – 15 минут; учащихся 5-6-х классов – 20 минут; 8-9-х классов – 25 минут; для старшеклассников – не более 30 минут в день.
- Прислушайтесь к информации из медицинских источников: массовая работа детей с компьютерами и видеоприставками уже привела к тому, что количество близоруких детей от первого к десятому классу увеличивается более чем в 10 (!) раз, а к концу обучения в 11-м классе близорукостью страдает уже каждый четвёртый.
- Присмотритесь к линии поведения, насаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми для более старших. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: силы, агрессии, «взрослого» и асоциального поведения, хаотической энергии нетворческого, деструктивного характера. Всё это приводит в итоге к увеличению и без того высокой гипервозбудимости наших детей.
- Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, уже познал великую силу неравнодушия, радости и боли.
|
|