Заключение. Проблема понимания Павловой эсхатологии как для богослова, так и для христианина актуальна, поскольку все учение апостола Павла строится на эсхатологии - то

Проблема понимания Павловой эсхатологии как для богослова, так и для христианина актуальна, поскольку все учение апостола Павла строится на эсхатологии - то есть ожидания воздаяния праведникам от Бога, причем индивидуальная эсхатология не может мыслиться без общей. Ярким выражением апостольского учения о конце времен и парусии, то есть Втором Пришествии Господа, среди пастырских посланиях апостола Павла стала вторая глава из второго послания к фессалоникийцам. Само послание апостола явилось, по сути, ответом солунянам на их недоумение относительно сроков наступления второго пришествия Спасителя в мир.

Над пониманием изложенных апостолом предсказаний относительно предшествующих парусии знамений и происшествий кипела работа богословов и библеистов начиная с древних времен и до наших дней. Многие считали эсхатологию Павла, изложенную во второй главе разбираемого нами послания сложной для понимания и не решались даже приступать к толкованию. Ныне, в связи с возросшей востребованностью в углубленном понимании богословия ап. Павла, данная тематика набирает вес. Кроме этого изучение общей эсхатологии становится важным в настоящее время, когда эта тема, по словам проф. МДА прот. М. Козлова, "стала самой болезненной и самой актуальной для современного церковного сознания от высокобогословского уровня до того, что волнует множество простых православных верующих". Говоря о соблазне с одной стороны эсхатологического гипероптимизма (безразличия к эсхатологическим событиям) и эсхатологической напряженности (излишнем ожиданием знамений ближайшего наступления конца света) с другой, Церковь поставлена перед необходимостью представить «царский путь» православного богословия по этому вопросу.[166]

Вглядываясь в разные аспекты церковной традиции от библеистики до трудов современных подвижников благочестия мы будем иметь если не окончательный вывод, то, по крайней мере, гораздо более широкий фундамент для будущих трезвых заключений на эту тему. Во многом в деле толкования христианского эсхатологического учения внесли представители русской библиеистической школы, проф. МДА прот. В.Н. Страхова и проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского, которые вобрали в свое экзегетическое исследование весь многовековой анализ Павлова богословия.

В связи с особой ролью отечественного богословия в деле толкования христианской эсхатологии, нами представилось важным провести сначала общий обзор развития библеистики в России, представленный на страницах первой главы диплома. В ней представлена эпоха развития библеистики начиная с конца 19-го и кончая началом 20-го веков. В ней изложены основные имена ведущих библеистов их основных трудов, а также осуществлена подборка работ, посвященных в их творчестве богословию ап. Павла, а также анализу и толкованию его 14-ти новозаветных посланий.. Также в главе затронуты различные исторические трудности, с которыми русской библеистической школе пришлось столкнуться в вышеописанный период развития.

Во второй и третей главах нами проведено исследование биографий двух библеистов - проф. МДА прот. В.Н. Страхова и проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского. Проф. Страхов явился не только автором экзегетического исследования по ап. Павлу, но и последним ректором МДА перед ее закрытием в 1922 году руками большевистского режима. Кроме того, он явился исповедником за веру Христову, с 1929-го по 1938-й (по неофициальным данным – по 1948-й[167]) годы находясь в ссылке в Ульяновске, а затем безвинно расстрелянный тройкой НКВД (по иной версии убитый при выходе из ворот тюрьмы[168]).

Проф. Н.Н. Глубоковский явился как превосходный экзегетом, оставившим яркий след в русской богословской науке, сформировавшим собой структуру систематического библейского богословия в России.

В четвертой главе диплома нами была представлена попытка провести обзор и сравнительный анализ экзегетичесских подходов к пониманию отрывка из второго послания ап. Павла к фессалоникийцам упомянутых выше двух русских библеистов, творчеству которых были посвящены предыдущие две главы. В качестве вывода из анализа мы можем сказать, что обе работы библеистов весьма глубокие по охвату используемых взглядов, и по анализу. Хотя работа Глубоковского явилась во многом критической по отношению к исследованию Страхова, оба труда явились полноценным взглядом на разбираемую эсхатологическую проблему и мнения авторов сходятся по основным вопросам, касающимся Павлова богословия. В качестве отличительных особенностей, мы можем отметить широту представленных точек зрения во взглядах на эсхатологию ап. Павла у Страхова, и четкость и лаконичность выводов, которые приводит, весьма убедительно и доказательно, Глубоковский. Хотя эсхатологические вопросы, так или иначе, будут волновать весь христианский мир и все человечество до конца времен. Представленный исследуемыми нами двумя библеистами анализ – это скромная попытка, отбросив нехристианские воззрения по этому вопросу, сконцентрироваться на христианском понимании Павлова богословия в области эсхатологии, основанного на святоотеческой традиции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: