Я так горжусь тобой!
У тебя это дело получилось так хорошо. Покажи мне, как ты это делаешь.
Ты и вправду оказываешь мне большую помощь.
Говорила ли я тебе когда-нибудь (сегодня), как я люблю тебя?
Что ты об этом думаешь?
Я действительно уважаю твое мнение.
Мне действительно очень нравится тот способ, как ты это сделал.
Это свидетельствует, как много труда ты в это вложила.
Я понимаю твое огорчение, я знаю, как ты старался.
Как в детстве происходит формирование созависимости?
Ребенок обладает пятью неотъемлемыми характеристиками: ребенок ценный, ранимый, несовершенный, зависимый, незрелый. Никто не выбирает эти характеристики, ими обладает каждый ребенок. Он такой в силу своего возраста. Если родители не совсем умело обращаются с этими характеристиками, то они могут иска жаться превращаться в признаки созависимости. Сравним их в таблице.
Таблица 5. Сравнение характеристик ребенка, человека зрелого возраста и созависимого взрослого
(по Mellody P., Miller A.W., 1989)
Ребенок | Зрелый взрослый | Созависимый взрослый |
Ценный | Самоуважение имеет внутренний источник и естественно вытекает изнутри | Трудности достижения соответствующего уровня самоуважения, адекватной самооценки |
Ранимый | Ранимый, но имеются возможности защитить себя | Трудности установления границ зашиты |
Несовершенный | В состоянии воспринимать свое несовершенство и просить о помощи | Трудности в том, чтобы смириться с реальностью |
Зависимый | Взаимозависимый | Трудности в том, чтобы позаботиться о себе, удовлетворить свои желания и потребности |
Незрелый | Зрелость соответствует возрасту | Трудности в том, как человек справляется с реальностью на уровне своего возраста |
|
|