Во многих государствах для осуществления судебного контроля над органами исполнительной власти существует система судебных органов, осуществляющих административное судопроизводство (административная юстиция).
В настоящее время функции административного судопроизводства в РФ возложены на суды общей юрисдикции. Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
1. Предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые, властные отношения, возникающие между государством в лице его различных органов, должностных лиц, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.
2. Субъектом может быть только дееспособное лицо.
3. Лицо, возбуждающее процесс путем подачи жалобы, заявления на действия административного органа, - должностного лица, именуется заявителем, противоположная сторона - заинтересованным лицом.
4. Отсутствует возможность заключения мирового соглашения, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего истца.
|
|
Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса к делам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся:
1.Об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этого дела не отнесено законом к ведению иных судов;
2.Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
3.О защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.
4.Иные дела, возникающие из публично-правовых отношений и отнесенные законом к ведению суда.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений неприменимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску; усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.
При рассмотрении и разрешении этих дел не применяются правила о заочном производстве. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.
При рассмотрении и разрешении публично-правовых требований суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (допустили бездействие).
Специфичны субъективные пределы законной силы судебного решения после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений. Лица, участвующие в деле, и иные лица не могут заявлять в суде идентичные требования (ст. 250 ГПК РФ).
|
|
Особенностью также является презумпция доказывания законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органами публичной власти или должностным лицом. Это обусловлено тем, что более слабой и незащищенной стороной в правоотношениях выступает лицо, чьи права нарушены. Властвующий субъект имеет большие возможности для подтверждения правомерности своих действий.