Житейское | - носит эмпирический характер; - основан на здравом смысле и обыденном сознании; - является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений |
Научное | - основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем; - достоверное обобщение фактов; - предвидение различных явлений |
Практическое | - овладение вещами; - преобразование мира |
Художественное | - целостное отображение мира и человека в нем; - строится на образе, а не на понятиях |
Рациональное | - отражение реальности в логических понятиях и категориях; - связано с рациональным мышлением |
Иррациональное | - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
|
|
Особенности научного познания:
· объективность получаемого знания;
· развитость понятийного аппарата (научные категории);
· рациональность (связь с непротиворечивостью, доказательностью, системностью);
· проверяемость;
· высокий уровень обобщения знаний;
· универсальность;
· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания | Эмпирический уровень –описание предметов и явлений, выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей. | Теоретический уровень – выявление фундаментальных закономерностей, выявление скрытых, внутренних связей и отношений, объяснение изучаемых явлений |
Формы научного познания | на эмпирическом уровне: эмпирический факт, эмпирический закон | на теоретическом уровне:проблемы, гипотезы, научные теории, законы, принципы, идеи, концепции |
Методы научного познания | наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, изменение, классификация, сравнение | метод гипотезы, формулирование научной теории |
универсальные методы анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация | ||
Ф. Бэкон утверждал: «наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом» | Теория относительности Эйнштейна, разработка проблем, связанных с использованием лазера (Прохоров А.М., Басов Н.Г.), исследование проблем атомной энергии (Курчатовский институт) |