азвитие звуковой стороны речи у ребенка обычно меньше всего подвергается психологическому исследованию. По вопросу об овладении ребенком звуками речи в психологии имеются лишь указания чисто описательного характера. В лингвистике, естественно, звуковая сторона речи находит свое специальное освещение. Однако если в психологии речь изучалась вне диалектической связи с ее звуковой стороной, то здесь развитие фонетики ребенка рассматривалось только со стороны артикуляционной и в полном отрыве от всей системы речевой деятельности.
Настоящая статья представляет собой попытку поставить вопрос о психологическом анализе звуковой стороны речи ребенка.
I
Как известно, на ранних ступенях развития в речи ребенка можно наблюдать целый ряд особенностей не только со стороны смысловой, но и со стороны ее звукового содержания. Своеобразие фонетики является настолько неотъемлемым свойством каждого ребенка, что трудно найти автора, касающегося детской речи, который бы не отмечал ее особенностей с этой стороны. Анализ дефектов речи ребенка чаще всего исчерпывается следующим описанием или, правильнее сказать, перечислением:
|
|
1. Эллизия (опускание звуков), например: тул вместо стул, кука вместо кукла,
коватка вместо кроватка.
2. Замена звуков, например: рампа
вместо лампа, пока вместо ном и т. п.
3. Метатеза, или перестановка зву
ков, например: онко вместо окно.
4. Ассимиляция, или уподобление
звуков один другому, например: Малюля
вместо Маруся, ковова вместо корова.
Эти и другие обычно указываемые формы своеобразия звучания детской речи следует дополнить указанием на очень часто наблюдаемую неправильную йотацию гласных и смягчение согласных.
Наглядное изображение некоторых особенностей фонетической стороны речи ребенка дает таблица 1.
ТАБЛИЦА 1
Замена звуков в речи ребенка | раннего возраста
Замена звонких глухими нака (нога), гам (мак), тетя (дядя), доты (боты), том (дом), Женьга (Женька)
Замена з в у к а р з в у к о м л и