Стандарт DO-178B обеспечивает авиационное сообщество руководящими указаниями, предназначенными для установления в конструктивной манере и с приемлемым уровнем достоверности факта того, что программное обеспечение бортовых авиационных систем и оборудование согласуются с требованиями летной годности. [7, раздел 1].
Процесс конфигурационного управления в данном стандарте рассмотрен в разделах 7 (Процесс конфигурационного управления при разработке программного обеспечения), 11.4 (План конфигурационного управления при разработке программного обеспечения) и 12.1.5 (Соображения о конфигурационном управлении при разработке программного обеспечения).
Основные цели процесса конфигурационного управления, согласно требованиям данного стандарта, включают в себя следующие положения [7, раздел 7.1]:
· Поддержание четко определенной и управляемой конфигурации программного обеспечения в течение всего его жизненного цикла.
· Предоставление возможности повторяемой репликации исполняемого объектного кода, т.е. возможности заново сгенерировать объектный код с целью проверки или после модификации
|
|
· Обеспечение контроля входов и выходов процессов жизненного цикла с целью обеспечения целостности и повторяемости действий процессов
· Определение четких моментов времени для проведения инспекций, вычисления статусов и управления изменениями, достигаемое при помощи управления объектами конфигурациями и определения их базовых состояний.
· Предоставление средств и методик, дающих гарантию того, что все обнаруженные проблемы принимаются во внимание, а изменения протоколируются, санкционируются и реализовываются.
· Предоставление подтверждений санкционирования изменений в программном обеспечении при помощи управления выходами процессов жизненного цикла программного обеспечения.
· Помощь в оценке соответствия программного обеспечения требованиям
· Обеспечение надежного архивирования, восстановления и управления объектами конфигурации.
В целом процесс конфигурационного управления, охватываемый стандартом DO-178B, направлен на поддержание целостности данных, создаваемых в ходе всех стадий жизненного цикла продукции. Основная специфика процесса КУ, регламентируемого данным стандартом состоит в учете аспектов сертификации на летную годность, которую должно проходить все программное обеспечение, используемое в бортовых авиационных системах. Данные процесса КУ используются в качестве основных данных, предоставляемых сертифицирующему органу.
Сертифицирующим органам предоставляются индексы конфигураций – списки уникальным образом идентифицированных элементов (исходных текстов, файлов данных, объектного и исполняемого кода), входящих в программное обеспечение. Для подтверждения соответствия качества программного обеспечения заданному уровню критичности бортового ПО, представляются результаты его тестирования, проведенные в соответствии с требованиями к данному уровню. Процесс конфигурационного управления должен обеспечивать трассируемость всех требований, исходных текстов, тестов и их результатов.
|
|
Для проведения сертификации все элементы конфигурации должны иметь соответствующие пометки о готовности к сертификации, а все проблемы, возникающие в ходе разработки, должны быть тем или иным образом закрыты. Данный аспект сертификации обеспечивается предоставлением информации о ведении проблем и включением сообщений о проблемах и связанных с ними запросов на изменение в индекс конфигурации, подлежащей сертификации.
Все рассмотренные выше требования являются общими требованиям к процессу КУ, но процесс разработки и выполнения бортового ПО имеет одну особенность – средой разработки служат те или иные компьютеры общего назначения, а средой времени выполнения служит соответствующее системное ПО бортового вычислителя. Стандартом DO-178B выдвигаются требования, учитывающие эту особенность - существуют требования по обеспечению поддержки процесса загрузки объектного кода приложения на бортовой вычислитель, гарантирующего загрузку исполняемого кода с применением соответствующих мер безопасности, обеспечивающих его неизменность и целостность [7, Раздел 4.2.8].
Таким образом, система конфигурационного управления, удовлетворяющая требованиям стандарта DO-178B должна обеспечивать идентификацию и трассируемость объектов конфигурационного управления (ОКУ), поддержку создания базовых версий (индексов конфигураций), управление сообщениями и проблемах и вызванными ими изменениями, учет состояния конфигурации и ОКУ, а также обеспечивать процессы резервного копирования и восстановления данных и управление процессом загрузки объектного кода на бортовой вычислитель.