Закон контрастов является частным случаем философского закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон широко применяется художниками рекламы, фотографами, кино- и видеооператорами.
Реклама в большинстве случаев получается удачной, если используется какой-то контраст.
Световой контраст (см. рис. 43). Здесь на темном фоне помещено изображение светлого флакона и контрастно выполненный текст.
На рис. 234 закон контрастов в виде разного цвета печати: красный шрифт на белом фоне и белый — на красном.
Цветовой контраст использует контраст цветов: красный — синий, красный — зеленый, голубой — желтый, голубой — оранжевый (рис. 235).
Контраст фона и предмета. Например, гладкая, без рисунка тарелка сфотографирована на фоне клетчатой скатерти или полосатые чашки на ровном черном фоне (фото Д. Коханчука) (рис. 236).
Пример нарушения закона контрастов — неудачный натюрморт на рис. 237 (фото А. Мазурина). Здесь пестрые чашки расположены на пестрой скатерти, что снижает четкое выделение СВКЦ по отношению к фону.
Контраст физического состояния: покоя и движения. На рис. 238 в рекламе компьютеров использован нюанс, который выражен в быстром развитии компьютерной техники, проводится параллель стоящих старых машин и движущейся современной машины.
Видов контраста бесконечное множество, главное — надо подыскать его для реализации в рекламном объявлении.
Рис. 239 — пример часто используемого контраста при рекламе автомобилей: архаичное — современное (старое — новое).
Очень интересно решено композиционное построение рекламного объявления на рис. 240. Здесь один тип самолета направлен в левую часть кадра и изображен на темно-зеленом (контрастном темно-красному) фоне, другой — на темно-красном и направлен в правую сторону. Таким образом, использованы цветовой контраст и контраст направления движения.
Однако ударная фраза Государственного акционерного общества «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова» в этой рекламе «Надежность, проверенная временем» очень напоминает значительно ранее использованную фразу оптико-механического «Красногорского завода им. С. А. Зверева», выпускающего фотоаппараты «Зенит». Фраза звучала так: «Марка, проверенная временем». Так и хочется воскликнуть: «Да здравствует авторское право!»