1. Специфика структурно-функционального подхода в социологии.
2. Функции и дисфункции массовой коммуникации.
3. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман.
4. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе.
5. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер.
6. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер.
7. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман.
8. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана.
9. Теории селективного влияния СМК.
10. Концепция установления пунктов «повестка дня».
11. Особенности структурализма.
12. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера.
13. «Социодинамика культуры» А.Моля.
14. Постмодернистская культура и масс-медиа.
15. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена.
16. «Ситуационный подход» Дж.Мейровитца.
17. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра.
18. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы.
19. Либертарианская теория прессы.
20. Теория социальной ответственности прессы.
21. Советская тоталитарная теория прессы.
22. Конструкционистский подход к анализу МК.
23. Конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона.
24. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска.
25. Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
2. Землянова Л.М. // Вестник МГУ, сер. 10 «Журналистика», 2000, №2.
3. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МГУ, сер. 10 «Журналистика», 1999, №2.
4. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995 (Дж. Гербнер, М. Маклюен, Теория информационного общества).
5. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
6. Матвеева Л.В. и др. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000 (Социально-психологические теории СМИ).
7. Мертон Р. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. С. 379-448.
8. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.
9. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. – М., 1999.
10. Пажес Ж.-П. Конфликт и общественное мнение // Соцес, 1991, №7.
11. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1998.
12. Шиллер Г. Манипуляторы сознания. – М., 1980.
Дополнительная:
1. Буржуазная теория журналистики: Критический анализ. – М., 1980 (У. Липпман и др.).
2. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. – Спб., 1996, ч.1, гл.4 (Структурализм).
3. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург. 1999 (Конструктивистский подход).
4. Землянова Л.М. О постмодернизме в коммуникативистике // Вестник МГУ, сер. 10 «Журналистика», 1998, №3.
5. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. – Казань, 2000 (Концепция публичных арен).
6. Ушакин С.А. После модернизма: язык власти или власть языка? // Общественные науки и современность, 1996, №5.
7. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. – М., 1997 (Глава «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс»).
8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – Спб., 1998 (Семиотика рекламы).