Расчеты по снятию судна с мели

Расчеты по определению остойчивости судна сидящего на мели и снятию его с мели, выполняется при помощи диаграмм Фирсова и Фирсова-Гундобина, полагая, что нагрузка судна до аварии (D, xg, zg) известна.

3.15.1 Начальная остойчивость судна, сидящего на мели. При наклонении судна, сидящего на мели, на малый угол крена (рис. 3.33) на него действует восстанавливающий момент

mΘ = γ (Vг zmг – V zg)sinΘ,

или mΘ = 9,81(Dг zmг – Dzg)sinΘ,

где V (D) и Vг (Dг) – объемы подводной части судна (масса вытесненной судном воды) до аварии и после посадки судна на мель;

zmг – аппликата поперечного метацентра судна на мели.

Значения определяют по диаграмме Фирсова-Гундобина (рис. 5.11) для аварийных осадок судна носом dнг и кормой dкг.

Как видно из приведенного выражения, судно, сидящее на мели, будет иметь положительную начальную остойчивость при

Dг zmг > Dzg.

С понижением уровня воды (например, при отливе) первое слагаемое уменьшается и может наступить момент, когда Dгzmг = Dzg и судно начнет валиться на борт.

3.15.2 Определение реакции грунта и точки ее приложения.

После посадки судна на мель необходимо замерить его осадки носом dнг и кормой dкг (рис. 3.34, а). Затем, используя диаграмму Фирсова, по известным dнг и dкг находят массу воды, вытесненной сидящем на грунте судном Dг, и абсциссу его центра величины хсг (рис. 3.34, б). Сила реакции грунта определяется

R = 9,81 (D – Dг).

Из уравнения равенства моментов всех сил относительно плоскости мидель-шпангоута определяем абсциссу точки приложения силы реакции грунтах R.

х R = 9,81(Dхg– Dгхсг) / R,

или х R = (Dхg– Dгхсг) /(D – Dг).

а) б)

 
 

Рисунок 3.34 – К расчету снятия судна с мели путем его разгрузки:

а) – расчетная схема;

б) – определение ватерлинии всплытия

3.15.3 Определение массы снимаемого груза для всплытия судна. Если ватерлиния всплытия будет совпадать с аварийной ватерлинией, то масса снимаемых грузов ∑mi и их общий центр тяжести х должны быть равны:

∑mi = D – Dг;

х = ∑mi хi / ∑mi = хR,

где mi и хi - масса и абсцисса центра тяжести i-го снимаемого груза.

Если после всплытия необходимо обеспечить некоторый запас воды под килем, то задача решается следующим образом. С учетом

запаса воды под килем определяют осадки судна носом dнв и кормой dкв, по которым находят массу вытесненной воды Dви абсциссу центра величины хсв всплывшего судна (рис.3.34, б). Определив Dви хсв, массу ∑mi и абсциссу общего центра тяжести х снимаемых грузов подсчитываем по формулам

∑mi = Δ – Δв;

х = ∑mi хi /∑mi = (Δхg– Δвхсв) /(Δ – Δв).

3.15.4 Определение массы перемещаемых грузов для всплытия судна. Это способ снятия судна с мели используется только тогда, когда рельеф грунта под днищем позволяет судну менять дифферент, а точка касания судном грунта расположена вблизи одной из оконечностей (рис.3.35). В этом случае при соответствующем перемещении грузов можно добиться увеличения силы плавучести, так как входящие в воду объемы корпуса будут больше выходящих.

Очевидно, грузы необходимо переместить на такое расстояние, чтобы сила плавучести γV стала равной весу судна Р (или масса вытесненной воды – массе судна) до аварии.

Рисунок 3.35 – К расчету снятия судна с мели путем

перемещения грузов:

а) – проведение неравнообъемных ватерлиний;

б) – определение ватерлинии всплытия.

Порядок решения данной задачи следующий:

- определяем абсциссу точки касания судном грунта (точка А) хR = (Δхg– Δгхсг) /(Δ – Δг) и помечаем ее на продольном виде судна;

- наносим на продольный вид судна аварийную ватерлинию WгLг по снятым осадкам dнг и dкг, и отмечаем на ней точку О находящейся на одной вертикали с точкой А (рис.3.35, а);

- полагая, что при продольном перемещении груза судно будет поворачиваться вокруг точки О, проводим через эту точку несколько ватерлиний W1L1, W2L2 … WnLn, для которых определяем массу вытесненной воды и абсциссу центра величины судна хс;

- найденные значения вносим в таблицу (табл. 3.5) и строим кривые dк и хс показывающие их зависимость от осадки носом dн (рис. 3.35, б);

- по точке пересечения кривой Δс горизонтальной прямой, соответствующей массе судна до аварии, находим осадки носом dнв и кормой dкв и абсциссу центра величины судна после всплытия хсв.

Массу перемещаемых грузов mi, обеспечивающих всплытие, находят по формуле

∑mi li = Δ(хсв – хg),

где Δ и хg – масса и абсцисса центра тяжести (величины) судна до аварии.

Таблица 3.6

  W1L1 W2L2 WnLn
dн,(м)        
dк,(м)        
Δ,(т)        
хс,(м)        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: