Санкции должны быть созидательными

Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению. Созидательные санкции не закрывают ученику пути к хорошему поведению в будущем. Чтобы избежать типичных ошибок, нужно:

  • говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике,
  • не сравнивать ребенка с другими,
  • не обвинять,
  • не стыдить и не позорить,
  • избегать чтения морали и лекций о поведении.

Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

В том случае, если санкции не связаны с проступком, не соразмерны проступку и не созидательны по форме, они превращаются в наказание. Санкции и наказания похожи, так как и те и другие строятся на логике: «Когда ты делаешь это — за ним следует то-то». Но содержание наказания не вытекает логически из конкретного проступка — оно произвольно назначается взрослым. Наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны — они унижают и разрушают. Они провоцируют ненависть и антагонизм, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.

Следствия наказания — обида, ожесточение, оборона со стороны ученика. Мы рискуем получить все это, спутав наказание и санкции.

Выбор конкретной санкции

Джеральд Гильберт предлагает следующую удобную классификацию санкций.

Лишение ученика прав:

  • на свободное распоряжение своим временем,
  • на использование определенных предметов,
  • на доступ в некоторые помещения школы.

Информирование других людей о поведении ученика:

  • организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика,
  • информирование родителей ученика.

Возмещение учеником убытков:

  • починка, ремонт предметов, вещей,
  • возвращение вещей на место, замена на равноценные.

Рассмотрим эти санкции подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: