Очистка мутной воды

Один мой знакомый консультант как-то рассказал мне о своем недавнем посещении организации, специализирующейся па предоставлении финансовых услуг. Как только ом вошел в офис, он тут же ощутил атмосферу крайнего недовольства — результат враждебных отношений между менеджерами но продажам и производственным персоналом. Он сказал главному управляющему компании: «Атмосфера тут у вас, как в застоявшемся аквариуме. Вам никогда не приходило в голову почистить этот аквариум и наполнить его свежей водой?» Главный управляющий даже не понял, о чем речь. Порой мы так привыкаем к своему окружению — в организации и в личной жизни, — что даже не замечаем, когда «вода мутнеет», а если и замечаем, то склонны полагать, будто кто-то другой, не мы, виноват в том, что вода грязная; что нет способа исправить ситуацию и почистить «аквариум»; что наши действия бесполезны; что очищение окружающей среды не входит в наши обязанности. Тот управляющий ничего не замечал, пока ему не указали на проблему; но затем он предпринял ряд шагов — поработал с личным коучером и внешним консультантом, улучшил качество взаимодействия менеджеров — что привело к позитивным изменениям.

Однако спросить чьего-либо мнения и открыто принять его не так- то просто. Прошлым летом я участвовал в пятидневном семинаре по развитию лидерских качеств, в ходе которого мои навыки руководителя должны были оценивать другие участники. Перед семинаром меня попросили найти по крайней мере пять человек, которые бы в письменной форме оценили мои способности руководителя. Я делал все возможное, чтобы избежать этого: я откладывал, оправдываясь перед инструктором тем, что в данный период своей жизни не являюсь руководителем коллектива и считаю неуместным просить моих клиентов на поприще коучинга и консалтинга оказать мне такого рода услугу. Инструктор не моргнув глазом сообщил мне, что обратная связь является основной составляющей данного курса и что я мог бы попросить друзей, коллег или бывших клиентов заполнить анкету. Почти перед самым началом семинара я сдался и попросил шестерых человек (мою жену, двоих коллег-коучеров и троих бывших клиентов) выразить свое мнение обо мне. В конечном итоге я был поражен тем, насколько полезной оказалась эта обратная связь и как она помогла мне в работе по развитию навыков руководителя — и в рамках семинара, и в моей жизни вообще. Иногда было трудно воспринимать чужое мнение (и, читая, я замечал, что мысленно делаю оговорку «да, но...»), однако это все равно заставляло задуматься и помогло мне выявить пути усовершенствования моих навыков руководителя.

Мы постоянно получаем обратную связь — от своих друзей, партнеров, детей и коллег; однако мы склонны трактовать любое мнение о себе таким образом, чтобы оно отвечало нашим предвзятым убеждениям: о самих себе, о тех, кто обеспечивает нам обратную связь, и об окружающей обстановке.

Довольно трудно воспринимать обратную связь, не занимая оборонительную позицию, а затем, по необходимости, менять себя и свои

представления в свете услышанного.

Обеспечить себе постоянный отклик со стороны тех, кому вы доверяете, со стороны своих преданных союзников — один из самых прямых путей к тому, чтобы делать меньше и добиваться большего.

Важно отличать конструктивную критику от необдуманной, чисто негативной, которая способна блокировать осмысление и восприятие. Тщательно выбирайте людей для обратной связи и, по крайней мере сначала, старайтесь обращаться к тем, кому вы действительно доверяете, кто искренне желает вам добра. Также не следует останавливаться на мнении одного человека: постарайтесь выяснить несколько точек зрения, особенно если дело касается непростых вопросов. Но помните: все мы исходим из своего собственного понимания ситуации, и даже точка зрения, выраженная с самыми лучшими намерениями, — это всего лишь одна точка зрения; иногда нам необходимо услышать множество мнений, чтобы полностью осознавать проблемы и находить свежие, эффективные решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: