Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных 'компонентов общения — потребностей, мотивов, операций и пр., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности../Эти 1<ата^зедаю_ специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы нами «формами общения» [А. В. Запорожец, М. И. Лисина — в кн.: Развитие общения у дошкольников, 1974].
Итак, формой общения мы называем коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие 5 параметров: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
|
|
Прежде чем двигаться дальше, следует сделать одно разъяснение. Оно касается термина «содержание потребности в общении».
В главе II, говоря о коммуникативной потреб;тюсти, мы определили ее общую природу (стремление человека к самопознанию и самооценке через познание и оценку других людей и с их помощью); подчеркнули ее специфику (несводимость к каким-либо другим потребностям); выделили 4 критерия для описания процесса первичного становления потребности в общении (он завершается к 2 мес в сфере общения ребенка с взрослыми и к 2 годам в сфере его общения с другими детьми). Но после оформления потребности в общении процесс ее развития не заканчивается: скорее, можно сказать,
что он только начинается. На протяжении многих последующих лет коммуникативная потребность преобразуется, видоизменяется. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в ^амом себе.
Экспериментальные исследования общения детей с взрослыми привели нас к выделению в первые 7 лет жизни следующих 4 видов содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании (0; 02—0; 06); 2) потребности в сотрудничестве (0; 06— 3; 0); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3; 0—5; 0); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5; 0 —7; 0). Содержание потребности ребенка в общении с другими людьми зависит от общего характера его жизнедеятельности и места в ней общения среди других видов активности.
|
|
В табл. 3 мы представили сведения, характеризующие основные генетические формы общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет. Их описание с разной степенью детальности представлено в наших публикациях [Развитие общения у дошкольников, 1974, Принцип развития..., 1978, Проблемы общей..., 1978]. Количество выделяемых нами форм, их названия и другие особенности постоянно уточняются и модифицируются. Возможно, стоит разделить ситуативно-деловое общение на довербальную и вербальную коммуникации, которые отличаются не только тем, овладел л'и ребенок речью, но, главное, тем, каков ведущий тип его сотрудничества с взрослым [М. Г. Елагина — в кн.: Общение и речь..., 1985]. Но и в своем нынешнем виде схема форм общения приносит определенную пользу при описании развития коммуникативной деятельности детей. Перейдем к характеристике каждой формы общения.